N°111
27 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  27.06.2001
Порокам быть!
Валерий Шанцев поправил ошибку искусствоведов

версия для печати
"Монументальные" скандалы прочно заняли свое место среди других культурных особенностей Москвы, стали частью исторической мифологии города. Показывая туристам памятники Пушкину, Гоголю, Дзержинскому, Петру I, экскурсоводы имеют прекрасную возможность говорить не только об их художественных чертах (которые не всегда имеются в наличии), но и о горячих спорах вокруг них, об отношениях общества и власти, решающей, кому, где и зачем воздвигать монументы. К числу таких одиозных памятников скоро добавится еще один -- скульптурная композиция Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых".

Михаил Шемякин передает свой памятник в дар городу. Рисунки каждого из 13 представленных в виде аллегорических фигур "пороков" были завизированы лично Юрием Лужковым, а фигуры отлиты на деньги одного из крупнейших российских нефтяных концернов «Роснефть». Как уже писала газета «Время новостей» (№107 от 21 июня 2001 года), проект установки этого памятника рассматривала комиссия при Мосгордуме, созданная в соответствии с московским законом "О порядке возведения произведений монументального искусства". Эта комиссия, состоящая из искусствоведов, историков Москвы, архитекторов (работающих, кстати, абсолютно безвозмездно), дает рекомендации Думе по предложениям об установке памятника на ту или иную тему. Однако, похоже, создание этого органа преследовало совсем другую цель -- примирить художественное сообщество с эстетической позицией городской власти, создать иллюзию компетентного общественного обсуждения. Случай с памятником Шемякина -- наглядное тому подтверждение.

Комиссия пришла к выводу, что в принципе "пороки" могут быть приняты в дар (раз уж скульптуры отлиты), однако предлагаемое место -- Болотная площадь с небольшим уютным сквером, памятником Репину и перспективным видом на Кремль -- не самое подходящее для столь гротескного произведения. Было рекомендовано разместить памятник в музее под открытым небом -- в Саду скульптур возле ЦДХ.

Это вроде бы логичное решение в мэрии было истолковано по-своему. Как стало известно газете «Время новостей», на совещании у вице-премьера Москвы Валерия Шанцева было принято решение об установке монумента именно на Болотной площади. Решение окончательное и обжалованию, судя по всему, не подлежит. "Памятник будет открыт точно в срок, 2 сентября. А мнение комиссии можно забыть", -- сказал вашему корреспонденту московский представитель Михаила Шемякина Олег Железкин.

И правда, лучше забыть. Мнение комиссии, как оказалось, мало что значит. "По принятому нами закону, если речь идет о памятнике, переданном в дар, мэр может сам принять решение о его установке -- при наличии положительного заключения комиссии. Принципиальное согласие об установке памятника в Москве было достигнуто, а вопрос о месте установки не входит в компетенцию комиссии", -- пояснил нам депутат Александр Крутов, один из создателей закона о монументах. Впрочем, комиссия хотела как лучше: ставить памятник не напротив Кремля, где он действительно выглядел бы, мягко говоря, спорно, а сразу музеефицировать его (не отстоявший своего памятник «порокам» тогда бы оказался с монументальными ветеранами -- памятниками Дзержинскому, Калинину, Сталину и другим товарищам). "Остается лишь сожалеть, что очередная солидная композиция в центре Москвы вновь появится в отсутствие общественного консенсуса", -- отметил депутат Евгений Бунимович. По его мнению, решение комиссии было своего рода тактической ошибкой: надо было, мол, высказать свое мнение более однозначно. Ошибку искусствоведов пришлось исправить Валерию Шанцеву.
Александра ТОЛСТИХИНА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.06.2001
Алла Демидова сыграла принца Датского
Демидовой всегда удавались роли красивых, умных и властных женщин, умеющих одним взглядом продемонстрировать превосходство и одним движением губ выразить презрение. Особую пикантность этим завоевательным особам придавал гротеск, который актриса привносила в свою игру в очень точно выверенной пропорции. Казалось, что амплуа найдено безошибочно, но так только казалось. С годами выяснилось, что в Демидовой погибла (или точнее погибает) великая трагическая актриса, для которой пафос куда органичнее, чем гротеск... >>
  • //  27.06.2001
Пока в Москве разгорается скандал с шемякинскими «пороками», главный скандалмейкер страны Зураб Константинович Церетели отправился в Петербург, где тихой сапой начал реконструкцию парка городской скульптуры. >>
  • //  27.06.2001
Валерий Шанцев поправил ошибку искусствоведов
"Монументальные" скандалы прочно заняли свое место среди других культурных особенностей Москвы, стали частью исторической мифологии города. Показывая туристам памятники Пушкину, Гоголю, Дзержинскому, Петру I, экскурсоводы имеют прекрасную возможность говорить не только об их художественных чертах (которые не всегда имеются в наличии), но и о горячих спорах вокруг них, об отношениях общества и власти, решающей, кому, где и зачем воздвигать монументы. К числу таких одиозных памятников скоро добавится еще один -- скульптурная композиция Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". >>
  • //  27.06.2001
По сообщениям пресс-службы 49-й Международной художественной выставки, проходящей в рамках Венецианской биеннале, она побила все рекорды посещаемости -- каждый день сюда приходит более двух тысяч человек. Причина этого бума скорее всего одна -- «новая зрелищность» современного искусства. >>
  • //  27.06.2001
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ
Большая часть внеконкурсных хитов Московского кинофестиваля рано или поздно станет доступна широким слоям киноманской общественности, ибо заблаговременно куплены прокатчиками. Но фестиваль на то и фестиваль, чтобы дать возможность посмотреть весьма примечательные картины, познакомиться с которыми иным образом будет намного сложнее. Именно на них и стоит обратить внимание в первую очередь -- пока не увезли обратно. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика