N°107
21 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  21.06.2001
Прозрачная Турандот
Премию «Хрустальная Турандот» вручили десятый раз

версия для печати
"Хрустальная Турандот" -- не просто премия, которую вручают на деньги частного капитала. Это и затея частного лица -- Бориса Беленького. Он находит спонсоров, формирует жюри, сам пишет сценарий церемонии. Он же придумал превратить церемонию из заурядного светского мероприятия в праздник, отдаленно напоминающий те, что устраивали богатые вельможи в своих загородных резиденциях. По традиции вручение "Турандот" происходит в усадьбе "Кусково", по окончании устраивают фейерверки, а потом хорошо кормят на открытом воздухе. Прямо посреди великолепного регулярного парка. И кому, спрашивается, от этого плохо? Между тем только ленивый не бросил еще в Беленького и его хрупкую во всех отношениях премию камень.

Искреннее сочувствие прессы вызывают обычно ведущие церемонию Калаф и Турандот, а точнее, исполняющие их роли артисты Евгений Князев и Марина Есипенко, из года в год произносящие со сцены белые стихи Беленького. Правда, в этом году персонажи Гоцци перешли со стихов, которым позавидовал бы граф Хвостов, на презренную прозу, объяснив это тем, что мы вступили "в XXI век, век перемен и высоких технологий". Но проза оказалась под стать виршам. Для представления каждого лауреата был найден особый "ход". Ему то выдавали аттестат зрелости, то предлагали к нему инструкцию по эксплуатации, то восхваляли его в духе восточных краснобаев (Владимир Зельдин, скажем, был назван "стройным кипарисом парка юрского периода"). Особенно удачно представили Владимира Васильева. На него, как оказалось, поступил донос от лица так и не сумевших справиться с ним болезней, в число которых вошла пляска святого Витта.

Из вручантов лучше всех смотрелась Алла Пугачева, награждавшая Евгения Миронова. Всенародно любимая певица искренне восхитилась честностью жюри и непринужденностью атмосферы и, обращаясь к Турандот, заметила: "Я даже поначалу не поняла, что здесь происходит. Вы мне так напомнили молодую Ротару". Хуже всех оказался Генри Резник. В своей путаной речи он сообщил, что -- вопреки утверждению классика -- совместимы не только гений и злодейство, но и гений и проституция, и в доказательство сослался на письмо Лидии Чуковской к Михаилу Шолохову. Но присутствующие так толком и не поняли, какое отношение означенная совместимость имеет к Владимиру Васильеву, которому знаменитый адвокат протягивал при этом хрустальную статуэтку. Впечатление от праздника несколько исправил хасидский хор, проникновенно исполнивший в финале "Калинку-малинку", и потрясающий фейерверк.

Не меньше нареканий, чем церемония, вызывает обычно и выбор жюри. В этом году претензии очевидны. Почему Евгения Миронова награждают за роль в комедии "Номер 13" (успешный коммерческий спектакль Владимира Машкова, в котором Миронов неплохо комикует), хотя он сыграл недавно действительно выдающуюся роль -- Самозванца в "Борисе Годунове" Деклана Доннеллана? Почему сразу четыре награды уносит "Шут Балакирев"? Неужели во всей Москве не нашлось ничего, что могло бы составить ему конкуренцию? И может ли лучшая женская роль (Екатерина I в исполнении Александры Захаровой) быть одновременно самой неудачной ролью спектакля? Но вопросы здесь неуместны. Ведь премия "Хрустальная Турандот" не называет себя ни национальной, ни профессиональной. Да и среди членов жюри собственно театральных людей почти нет. Есть статусные люди вроде Юрия Черниченко, Владимира Войновича, Петра Тодоровского, которые совершенно не обязаны отсматривать все премьеры и премии явно вручают не за конкретный успех, а скорее за громкие имена. (Спасибо еще, что Каму Гинкаса за "Черного монаха" наградили. Могли ведь и тут попасть пальцем в небо.) Так что смысл "Хрустальной Турандот" совершенно прозрачен. И если бы у Бориса Беленького достало духа не делать из церемонии вручения некое произведение искусства и хватило ума превратить "Хрустальную Турандот" во что-то вроде театрального "Триумфа" (то есть вручать награду не по итогам сезона, а по совокупности заслуг), многие претензии отпали бы сами собой. Но не достанет. И не хватит. Отчего инициатор этой безобидной, в сущности, затеи обречен на то, что пишущая братия из года в год будет восхищаться фейерверками и ругать на чем свет все, что им предшествовало.


СПРАВКА
В этом году "Хрустальную Турандот" получили: "За честь и достоинство" -- Владимир Зельдин и Владимир Васильев; "За лучший дебют" -- Сергей Фролов ("Шут Балакирев", Ленком) Илзе Лиепа («Сон императрицы», театр "Модерн"); "За лучшую сценографию" -- Олег Шейнцис ("Шут Балакирев"); "За лучшую мужскую роль" -- Евгений Миронов ("Номер 13", МХАТ им. Чехова); "За лучшую женскую роль" -- Александра Захарова ("Шут Балакирев"); "За лучшую режиссуру" -- Кама Гинкас ("Черный монах", ТЮЗ). Лучшим спектаклем признан "Шут Балакирев" в постановке Марка Захарова. Иностранцем, удостоенным хрустальной статуэтки, оказался Богдан Ступка, сыгравший Афанасия Ивановича в спектакле Валерия Фокина "Старосветская любовь".
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.06.2001
И без великого певца в спектакле будет на что посмотреть
Фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» достиг своей кульминации -- в Петербург приехал Пласидо Доминго. Хотя визит знаменитого испанца здесь уже давно никого не удивляет. За последние десять лет он стал в Мариинке своим человеком. Сам Доминго выступает здесь чуть ли не каждый год. Его жена Марта ставит спектакли. А его Лос-Анджелесская опера в каком-то смысле является побратимом Мариинки: деньги оба театра получают из кармана американского мультимиллионера Альберто Вилара... >>
  • //  21.06.2001
В Третьяковской галерее открылась выставка Виктора Попкова
Виктор Попков -- художник легендарный. Он был одним из главных представителей «сурового стиля». Возникший в эпоху «оттепели», этот стиль характеризовался не только простотой, даже минимализмом выразительных средств, но и строгим отбором сюжетов: вместо имперской героики -- будничная жизнь рядовых советских людей. Сюжеты эти он трактовал со свойственным тому времени трагическим романтизмом, что, конечно, производило сильное впечатление на непросвещенных зрителей. Кроме того, он был образцовым советским художником нового типа -- настоящим Артистом, представителем богемы, который не только своим искусством, но и всей своей жизнью воплощал шестидесятнические идеалы творческой свободы... >>
  • //  21.06.2001
Болотная площадь не будет опорочена
В столице -- очередной монументальный скандал. На завершившемся во вторник поздно вечером заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме наконец-то определилась судьба очередного масштабного проекта -- монументальной композиции Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". А вместе с ним и участь Болотной площади, где предполагалось ее возвести... >>
  • //  21.06.2001
Иранский кинорежиссер Мохсен Махмальбаф не приедет на Московский кинофестиваль
В дирекцию фестиваля пришло письмо от Мохсена Махмальбафа, в котором он выразил сожаление, что не может приехать на фестиваль, на котором планировалась ретроспектива его фильмов и фильмов, снятых членами его семьи. Дело в том, что сейчас у режиссера возник конфликт с иранскими властями и он опасается, что, покинув страну, не сможет вернуться обратно. >>
  • //  21.06.2001
Премию «Хрустальная Турандот» вручили десятый раз
"Хрустальная Турандот" -- не просто премия, которую вручают на деньги частного капитала. Это и затея частного лица -- Бориса Беленького. Он находит спонсоров, формирует жюри, сам пишет сценарий церемонии. Он же придумал превратить церемонию из заурядного светского мероприятия в праздник, отдаленно напоминающий те, что устраивали богатые вельможи в своих загородных резиденциях. По традиции вручение "Турандот" происходит в усадьбе "Кусково", по окончании устраивают фейерверки, а потом хорошо кормят на открытом воздухе. И кому, спрашивается, от этого плохо? Между тем только ленивый не бросил еще в Беленького и его хрупкую во всех отношениях премию камень... >>
  • //  21.06.2001
Вышла книга Солженицына о «русско-еврейском вопросе»
Издательство «Русский путь» выпустило первую часть исследования Александра Солженицына «Двести лет вместе. (1795--1995)». Работа посвящена русско-еврейским взаимоотношениям в дореволюционный период. О том, как эти отношения складывались в советские и постсоветские годы, речь пойдет во второй части, которая также должна вскоре увидеть свет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика