|
|
N°107, 21 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прозрачная Турандот
Премию «Хрустальная Турандот» вручили десятый раз
"Хрустальная Турандот" -- не просто премия, которую вручают на деньги частного капитала. Это и затея частного лица -- Бориса Беленького. Он находит спонсоров, формирует жюри, сам пишет сценарий церемонии. Он же придумал превратить церемонию из заурядного светского мероприятия в праздник, отдаленно напоминающий те, что устраивали богатые вельможи в своих загородных резиденциях. По традиции вручение "Турандот" происходит в усадьбе "Кусково", по окончании устраивают фейерверки, а потом хорошо кормят на открытом воздухе. Прямо посреди великолепного регулярного парка. И кому, спрашивается, от этого плохо? Между тем только ленивый не бросил еще в Беленького и его хрупкую во всех отношениях премию камень.
Искреннее сочувствие прессы вызывают обычно ведущие церемонию Калаф и Турандот, а точнее, исполняющие их роли артисты Евгений Князев и Марина Есипенко, из года в год произносящие со сцены белые стихи Беленького. Правда, в этом году персонажи Гоцци перешли со стихов, которым позавидовал бы граф Хвостов, на презренную прозу, объяснив это тем, что мы вступили "в XXI век, век перемен и высоких технологий". Но проза оказалась под стать виршам. Для представления каждого лауреата был найден особый "ход". Ему то выдавали аттестат зрелости, то предлагали к нему инструкцию по эксплуатации, то восхваляли его в духе восточных краснобаев (Владимир Зельдин, скажем, был назван "стройным кипарисом парка юрского периода"). Особенно удачно представили Владимира Васильева. На него, как оказалось, поступил донос от лица так и не сумевших справиться с ним болезней, в число которых вошла пляска святого Витта.
Из вручантов лучше всех смотрелась Алла Пугачева, награждавшая Евгения Миронова. Всенародно любимая певица искренне восхитилась честностью жюри и непринужденностью атмосферы и, обращаясь к Турандот, заметила: "Я даже поначалу не поняла, что здесь происходит. Вы мне так напомнили молодую Ротару". Хуже всех оказался Генри Резник. В своей путаной речи он сообщил, что -- вопреки утверждению классика -- совместимы не только гений и злодейство, но и гений и проституция, и в доказательство сослался на письмо Лидии Чуковской к Михаилу Шолохову. Но присутствующие так толком и не поняли, какое отношение означенная совместимость имеет к Владимиру Васильеву, которому знаменитый адвокат протягивал при этом хрустальную статуэтку. Впечатление от праздника несколько исправил хасидский хор, проникновенно исполнивший в финале "Калинку-малинку", и потрясающий фейерверк.
Не меньше нареканий, чем церемония, вызывает обычно и выбор жюри. В этом году претензии очевидны. Почему Евгения Миронова награждают за роль в комедии "Номер 13" (успешный коммерческий спектакль Владимира Машкова, в котором Миронов неплохо комикует), хотя он сыграл недавно действительно выдающуюся роль -- Самозванца в "Борисе Годунове" Деклана Доннеллана? Почему сразу четыре награды уносит "Шут Балакирев"? Неужели во всей Москве не нашлось ничего, что могло бы составить ему конкуренцию? И может ли лучшая женская роль (Екатерина I в исполнении Александры Захаровой) быть одновременно самой неудачной ролью спектакля? Но вопросы здесь неуместны. Ведь премия "Хрустальная Турандот" не называет себя ни национальной, ни профессиональной. Да и среди членов жюри собственно театральных людей почти нет. Есть статусные люди вроде Юрия Черниченко, Владимира Войновича, Петра Тодоровского, которые совершенно не обязаны отсматривать все премьеры и премии явно вручают не за конкретный успех, а скорее за громкие имена. (Спасибо еще, что Каму Гинкаса за "Черного монаха" наградили. Могли ведь и тут попасть пальцем в небо.) Так что смысл "Хрустальной Турандот" совершенно прозрачен. И если бы у Бориса Беленького достало духа не делать из церемонии вручения некое произведение искусства и хватило ума превратить "Хрустальную Турандот" во что-то вроде театрального "Триумфа" (то есть вручать награду не по итогам сезона, а по совокупности заслуг), многие претензии отпали бы сами собой. Но не достанет. И не хватит. Отчего инициатор этой безобидной, в сущности, затеи обречен на то, что пишущая братия из года в год будет восхищаться фейерверками и ругать на чем свет все, что им предшествовало.
СПРАВКА
В этом году "Хрустальную Турандот" получили: "За честь и достоинство" -- Владимир Зельдин и Владимир Васильев; "За лучший дебют" -- Сергей Фролов ("Шут Балакирев", Ленком) Илзе Лиепа («Сон императрицы», театр "Модерн"); "За лучшую сценографию" -- Олег Шейнцис ("Шут Балакирев"); "За лучшую мужскую роль" -- Евгений Миронов ("Номер 13", МХАТ им. Чехова); "За лучшую женскую роль" -- Александра Захарова ("Шут Балакирев"); "За лучшую режиссуру" -- Кама Гинкас ("Черный монах", ТЮЗ). Лучшим спектаклем признан "Шут Балакирев" в постановке Марка Захарова. Иностранцем, удостоенным хрустальной статуэтки, оказался Богдан Ступка, сыгравший Афанасия Ивановича в спектакле Валерия Фокина "Старосветская любовь".
Марина ДАВЫДОВА