N°103
15 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  15.06.2001
Тени второй жизни
Павильон России на Венецианской биеннале вопреки всему удался

версия для печати
Хотя русские художники на биеннале и не получили никаких призов, выставка в павильоне России была признана одной из самых интересных. И успешных. Это несмотря на то, что она была сделана вопреки традиционным правилам устройства национального павильона -- не персональная экспозиция художника и не кураторский проект, а три несвязанных друг с другом инсталляции: «Тени скульптуры XX века» Леонида Сокова, «Абакус» Сергея Шутова и «Вторая жизнь» Ольги Чернышевой. Куратор, конечно, есть -- арт-критик Екатерина Деготь, но его статус оказался номинальным, поскольку каждый из художников делал свой проект самостоятельно, а куратору не удалось идеологически собрать их вместе.

У наших на биеннале всегда одни и те же проблемы. Их, собственно, две. Первая -- огромная дистанция между русским современным искусством и международным. Россия постоянно демонстрирует свою идентичность, которая не очень понятна на Западе и вызывает, как написал в каталоге русской выставки Сергей Хрипун, «смешанные чувства страха и любопытства». В доперестроечные времена Россия показывала на биеннале соцреализм в разных его формах, в 90-е годы -- актуальное искусство, но так или иначе интерпретирующее русско-советские реалии и, соответственно, фобии. Один из нынешних проектов -- «Вторая жизнь» Ольги Чернышевой -- очередная эксплуатация темы Oh, those Russians. На стенках развешены большие цветные фотографии тетенек в шубах и меховых шапках, снятые со спины, -- речь идет о второй жизни животных. В зале расставлены пеньки, деревья в кадках и раздается пение птиц. Ольга Чернышева пользуется большим успехом на ярмарках и у коммерческих галерей. Однако Венецианская биеннале -- не ярмарка. Если здесь чем и торгуют, то идеями и концепциями, которых в салонном искусстве по определению быть не может. Впрочем, проект Чернышевой смотрелся не очень уместным еще и из-за неудачного соседства (это уже вопрос к куратору): рядом экспонировалась очень эффектная и гораздо более концептуальная инсталляция Сергея Шутова «Абакус».

Шутов посвятил свой проект не русской, а общемировой проблеме -- религиозному фанатизму. Зал заставлен 39 фигурами (в натуральную величину) молящихся монахов в черных балахонах (фигуры-роботы кланяются столь убедительно, что зрители постоянно трогают их руками). По углам -- мониторы с текстами молитв на разных языках. Слышны голоса молящихся (также на разных языках), а громче всех звучат, естественно, возгласы муллы. Проект сделан очень профессионально и производит сильное впечатление (некоторые пожилые зрительницы начинают искренне рыдать), жаль лишь, что не доведен до ума, -- роботы постоянно ломаются. Их, конечно, чинят, но скорее всего к концу биеннале (она закрывается в начале ноября) они превратятся в недвижимые объекты. Виной тому -- спешка, в которой делалась выставка: о своем участии художники узнали всего за месяц до открытия. А, к примеру, инсталляция в немецком павильоне (см. вчерашний номер) делалась три месяца.

Спешка и общая организация выставки -- вторая постоянная проблема русского павильона на биеннале. Проблема не куратора, а комиссара павильона (в этом году им стал Леонид Бажанов) и Государственного центра современного искусства, который последние годы и занят венецианским смотром. Из-за спешки фактически провалился интересный проект Леонида Сокова «Тени скульптуры XX века». Под него отведены целых два зала, но один пуст, а во втором -- стеклянная крутящаяся этажерка, уставленная крошечными копиями нескольких десятков классических произведений искусства XX столетия (Дюшана, Модильяни, Татлина, Малевича...) Статуэтки освещены и отбрасывают те самые тени. Подобными скульптурками художник хотел заполнить оба зала, но не успел их изготовить в должном количестве.

Если вторую проблему еще можно решить, накопив опыт, или списать на «русский характер» (чай, не немцы), то первая практически неразрешима. Отечественное современное искусство не только непонятно, но и плохо известно в мире. На главную выставку биеннале русские художники почти не попадают. В этом году их, правда, трое, но все они (Илья Кабаков, Вадим Захаров и Александр Ройтбурд) живут на Западе, делают понятные там работы, выставляются -- соответственно, их знают международные кураторы. Нашим же следует как минимум начать делать конвертируемые вещи, а не матрешек. Как максимум -- проводить в Москве выставки международного уровня с иностранными художниками и кураторами: чтобы увидели и узнали. А для этого нужно, чтобы современным искусством в России интересовалось чуть больше тридцати человек -- как сегодня. Показательно, что из двух с половиной тысяч (по другим сведениям, трех с половиной) аккредитованных на биеннале журналистов лишь четверо приехали из России.
Николай МОЛОК, Венеция--Москва

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.06.2001
В рамках Олимпиады сыграли сразу две премьеры по чеховской пьесе
"Чайка" относится к тем произведениям, которые сейчас не только ставить, но и слышать со сцены непросто, -- это драматургическое поле пытались засеять режиссерскими идеями уже столько раз, что ему постоять бы под паром. Но нет. Чеховский шедевр продолжает манить к себе не хуже "Гамлета" -- и не хуже "Гамлета" выдерживает испытание любой эстетикой и любой концепцией. Что лишний раз доказали "Чайки" Андрея Жолдака и Льва Додина, отличающиеся друг от друга примерно так же, как молодежный ночной клуб от дорогого чопорного ресторана. >>
  • //  15.06.2001
Геннадий Рождественский хочет уйти из Большого театра
Несколько дней назад стало известно, что Геннадий Рождественский написал заявление об уходе с поста худрука Большого театра. Но оставались надежды, что его еще можно уговорить остаться. Хотя, зная твердый характер дирижера, в положительный результат уговоров поверить трудно. Причины очевидны. Худрук не справляется с возложенными на него обязанностями -- которые, по правде сказать, крайне тяжелы. Худрук Большого -- больше чем худрук. Тут надо не есть, не спать, мучить себя и подчиненных, работать 24 часа в сутки. И тогда, если повезет, получится тот специфически-отечественный, экстремально-успешный вариант, который мы имеем в гергиевской Мариинке. То, что Рождественский не может и не хочет работать в подобном режиме, было ясно с самого момента назначения -- с сентября, когда, откланявшись, дирижер надолго покинул вверенный ему театр... >>
  • //  15.06.2001
Павильон России на Венецианской биеннале вопреки всему удался
Хотя русские художники на биеннале и не получили никаких призов, выставка в павильоне России была признана одной из самых интересных. И успешных -- несмотря на то, что она была сделана вопреки традиционным правилам устройства национального павильона -- не персональная экспозиция художника и не кураторский проект, а три несвязанных друг с другом инсталляции: «Тени скульптуры XX века» Леонида Сокова, «Абакус» Сергея Шутова и «Вторая жизнь» Ольги Чернышевой. Куратор, конечно, есть -- арт-критик Екатерина Деготь, но его статус оказался номинальным, поскольку каждый из художников делал свой проект самостоятельно, а куратору не удалось идеологически собрать их вместе. >>
  • //  15.06.2001
«Багровые реки» на московских экранах
Уже первый кадр выводит новый фильм Матье Кассовица за рамки обычного детектива с погонями, драками и перестрелками. Камера медленно скользит по поверхности человеческой кожи, крупным планом демонстрируя влажные поры, волоски, кровоподтеки, червячков и букашек. Это труп студента французского университета Гернон, найденный в альпийском ущелье на высоте 500 метров с отрезанными кистями рук и удаленными глазными яблоками. В ходе расследования специально присланный из Парижа комиссар Пьер Ньеманс, которого сыграл знаменитый французский актер Жан Рено, обнаруживает еще несколько убитых с аналогичными увечьями. Все следы ведут в университет, и учащиеся, и преподаватели которого отличаются весьма странными нравами... >>
  • //  15.06.2001
На конкурсе в Большом объявлены имена хореографов-лауреатов
Завершился первый тур IХ Международного конкурса артистов балета в Большом театре. В этом году в связи с возвращением Юрия Григоровича в театр его проводят особо торжественно, что не повлияло на уровень и престиж смотра -- международным и представительным конкурс не назовешь... >>
  • //  15.06.2001
На «Кинотавре» раздали награды тем, кто есть
Вчера в Сочи состоялось закрытие XII Открытого Российского и VIII Международного фестивалей. Церемония началась поздно, и как всегда с вручения второстепенных и утешительных призов. Из наград значимых и ожидаемых, о которых уже с утра спорили наблюдатели на сочинском пляже, единодушно бесспорной признана одна -- в конкурсе дебютов лучшим назван фильм "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика