N°103
15 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  15.06.2001
Между стульев с чемоданами
На конкурсе в Большом объявлены имена хореографов-лауреатов

версия для печати
Завершился первый тур IХ Международного конкурса артистов балета в Большом театре. В этом году в связи с возвращением Юрия Григоровича в театр его проводят особо торжественно, что не повлияло на уровень и престиж смотра. Международным и представительным конкурс не назовешь: Европа представлена индонезийкой из Нидерландов, команда из Бразилии свидетельствует о том, что футбол там по-прежнему предпочитают балету, а плохо выученные артисты из Казахстана, разномастные россияне и украинцы берут числом. Уровень японцев много ниже, чем на предыдущих конкурсах. Не блещут и представители Южной Кореи, Египта, Аргентины. Достойны международного конкурса (и квалификации жюри) пока, наверное, только китаянка Ван Циминь и танцовщик из Киева Леонид Сарафанов: в классическом репертуаре они были не только стилистически и технически безупречны, но и свободны от спортивного нахрапа, который демонстрирует большинство.

В современном репертуаре валившие классику конкурсанты (почти все) выглядели намного интереснее. И это при том, что репертуар сильно «зажат»: танцевать в первом туре можно номера, поставленные за последние три года или специально к конкурсу. Те, что сделаны специально, рассматриваются еще и в конкурсе хореографов. Новшество само по себе замечательное: надо же как-то поощрять развитие отечественной танцевальной мысли. Увы, истолковано новшество превратно. Часть номеров российским участникам поставили мамы-папы-педагоги, часть конкурсанты насочиняли сами; все прочие, за редкими исключениями, принадлежат никому не известным, лет двадцать назад отбившимся от мыслительного процесса одиночкам. Они-то и демонстрировали все ту же, на клубных подмостках оклассиченную, эстраду -- иногда с фольклорными элементами, почти всегда невозможно пафосную. Даже от жанрово похожих номеров иностранцев отечественные образцы отличаются дикой эклектикой. Как, к примеру, опус Сергея Боброва, в котором узнаваемые цитаты из Матса Эка разбавлялись постсоветской акробатической лирикой. Вторую премию получил именно этот хореограф -- за любовное адажио «Пробуждение» на музыку Рахманинова: типичный образец сценического фигурного катания с трепетными пробежками, жеманными объятиями и высокими поддержками. Премия не удивила: не поощрить адепта Юрия Григоровича, узаконившего подобный стиль лет тридцать назад в качестве «современного», было бы странно.

Действительно лучшими на конкурсе оказались номера, относящиеся не к модернизированной классике, а к чистому contemporary dance. Прежде всего, увы, не участвовавшая в конкурсе «Судьба» китайца Чай Уйлян, а также работы лауреатов: «Соло для двух стульев» румына Клюга Эварда (третья премия) и «Три грузинские песни» молдаванина Поклитару Раду (первая премия). Обе с лаконичным рисунком и аскетичной лексикой. Артистам пришлось проявлять редкую экспрессию, борясь с различными ограничениями: японцу Очи Томонори хореограф оставил не так много места между двумя стульями, а персонажам Надежды и Егора Щепачевых разгуляться мешали два большущих чемодана.

Фарсовая война молдаван с чемоданами и минималистски суровый поединок японца со стульями вызвали не меньший энтузиазм публики, чем традиционные балетные красивости Сергея Боброва. Это обнадеживает. Как и то, что на конкурсе в Большом впервые поощрили современный танцтеатр.
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.06.2001
В рамках Олимпиады сыграли сразу две премьеры по чеховской пьесе
"Чайка" относится к тем произведениям, которые сейчас не только ставить, но и слышать со сцены непросто, -- это драматургическое поле пытались засеять режиссерскими идеями уже столько раз, что ему постоять бы под паром. Но нет. Чеховский шедевр продолжает манить к себе не хуже "Гамлета" -- и не хуже "Гамлета" выдерживает испытание любой эстетикой и любой концепцией. Что лишний раз доказали "Чайки" Андрея Жолдака и Льва Додина, отличающиеся друг от друга примерно так же, как молодежный ночной клуб от дорогого чопорного ресторана. >>
  • //  15.06.2001
Геннадий Рождественский хочет уйти из Большого театра
Несколько дней назад стало известно, что Геннадий Рождественский написал заявление об уходе с поста худрука Большого театра. Но оставались надежды, что его еще можно уговорить остаться. Хотя, зная твердый характер дирижера, в положительный результат уговоров поверить трудно. Причины очевидны. Худрук не справляется с возложенными на него обязанностями -- которые, по правде сказать, крайне тяжелы. Худрук Большого -- больше чем худрук. Тут надо не есть, не спать, мучить себя и подчиненных, работать 24 часа в сутки. И тогда, если повезет, получится тот специфически-отечественный, экстремально-успешный вариант, который мы имеем в гергиевской Мариинке. То, что Рождественский не может и не хочет работать в подобном режиме, было ясно с самого момента назначения -- с сентября, когда, откланявшись, дирижер надолго покинул вверенный ему театр... >>
  • //  15.06.2001
Павильон России на Венецианской биеннале вопреки всему удался
Хотя русские художники на биеннале и не получили никаких призов, выставка в павильоне России была признана одной из самых интересных. И успешных -- несмотря на то, что она была сделана вопреки традиционным правилам устройства национального павильона -- не персональная экспозиция художника и не кураторский проект, а три несвязанных друг с другом инсталляции: «Тени скульптуры XX века» Леонида Сокова, «Абакус» Сергея Шутова и «Вторая жизнь» Ольги Чернышевой. Куратор, конечно, есть -- арт-критик Екатерина Деготь, но его статус оказался номинальным, поскольку каждый из художников делал свой проект самостоятельно, а куратору не удалось идеологически собрать их вместе. >>
  • //  15.06.2001
«Багровые реки» на московских экранах
Уже первый кадр выводит новый фильм Матье Кассовица за рамки обычного детектива с погонями, драками и перестрелками. Камера медленно скользит по поверхности человеческой кожи, крупным планом демонстрируя влажные поры, волоски, кровоподтеки, червячков и букашек. Это труп студента французского университета Гернон, найденный в альпийском ущелье на высоте 500 метров с отрезанными кистями рук и удаленными глазными яблоками. В ходе расследования специально присланный из Парижа комиссар Пьер Ньеманс, которого сыграл знаменитый французский актер Жан Рено, обнаруживает еще несколько убитых с аналогичными увечьями. Все следы ведут в университет, и учащиеся, и преподаватели которого отличаются весьма странными нравами... >>
  • //  15.06.2001
На конкурсе в Большом объявлены имена хореографов-лауреатов
Завершился первый тур IХ Международного конкурса артистов балета в Большом театре. В этом году в связи с возвращением Юрия Григоровича в театр его проводят особо торжественно, что не повлияло на уровень и престиж смотра -- международным и представительным конкурс не назовешь... >>
  • //  15.06.2001
На «Кинотавре» раздали награды тем, кто есть
Вчера в Сочи состоялось закрытие XII Открытого Российского и VIII Международного фестивалей. Церемония началась поздно, и как всегда с вручения второстепенных и утешительных призов. Из наград значимых и ожидаемых, о которых уже с утра спорили наблюдатели на сочинском пляже, единодушно бесспорной признана одна -- в конкурсе дебютов лучшим назван фильм "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика