N°190 20 декабря 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сложный театр для неискушенных зрителей
Новых имен в отечественном театре мало. Молодые режиссеры по много лет остаются неизвестными публике, а прежние мастера потихоньку увядают, так и не подготовив себе достойной смены. Ученики Петра Фоменко едва ли единственное исключение, но и среди них молодой режиссер Елена Невежина представляется особенно везучей. В 1978 году Константин Райкин пригласил ее, тогда еще студентку пятого курса ГИТИСа (мастерская Петра Фоменко), в «Сатирикон» поставить спектакль по пьесе Милана Кундеры «Жак и его господин». Через год этот спектакль был номинирован на премию «Золотая маска». С тех пор Невежина не жалуется на отсутствие работы: ее приглашают ставить спектакли известные московские (и не только московские) театры. Новая постановка по пьесе Бэцуяку Минору «Сто иен за услугу» в Театре-студии Табакова -- уже девятая в послужном списке молодого режиссера. Причины столь удачной карьеры с Еленой НЕВЕЖИНОЙ обсуждает театральный критик Ольга РОМАНЦОВА.
-- Трудно молодому режиссеру найти в Москве работу? -- Моя судьба -- скорее счастливое исключение, молодым режиссерам приходится нелегко. У меня есть талантливые друзья и подруги с режиссерским образованием, которые имеют полное право работать в театре. Но все попадают в настоящий порочный круг: для того чтобы поставить спектакль в Москве, надо поставить спектакль в Москве. -- И вам не приходилось идти на компромиссы? -- Без компромиссов не обходится ни одна постановка. Я вообще-то человек терпимый, не занимаюсь самоутверждением за счет артистов. Когда я начинаю постановку, она соотносится с конкретными площадкой и актерами. Понятно, что в любом театре, как и в каждой семье, свои порядки. Я не из тех режиссеров, что приходят на репетицию с готовым планом и потом его методично воплощают. У меня есть скорее предчувствие того, каким должен быть спектакль. Артисты и пьеса по-настоящему раскрываются в процессе репетиций. И если что-то для артиста невозможно, приходится изменять характер персонажа. По-другому расставляются акценты. Находя решение, я решаю и собственные проблемы. -- С чем они связаны? -- Режиссерская профессия -- это изобретение своего велосипеда. В работе над спектаклем приходится каждый раз проходить заново огромный путь. Вначале это меня ужасно мучило. Сейчас в каждой работе ставлю перед собой узкопрофессиональные задачи и пытаюсь их решить. Это не всегда удается, практика приземленнее теории. -- Какие задачи вы ставили, начиная репетировать «Сто иен за услугу»? -- Хотелось поиграть в так называемый условный, невербальный театр, где действие строится независимо от текста. Актерам приходится создавать его, опираясь только на самих себя. Это сложно людям, которые привыкли прятаться за авторский текст. К сожалению, до конца мою задачу выполнить не удалось. Актерам стало не хватать простой человеческой истории, и пришлось свернуть в эту сторону. -- Почему вы вводите в спектакль японские стихи, рассказывающие о четырех временах года? -- Восточная культура построена на иных, чем наши, отношениях с миром и с природой. Здесь в основе простая и красивая мысль: что бы ни происходило жизни абсурдного, мир вечен, как сменяющие друг друга четыре времени года. Поэтому актеры читают танки и хайку, а сценография в этот момент напоминает японские миниатюры, изображающие времена года. В результате возникает контраст между этим покоем и анекдотическим сюжетом. -- Вы чаще выбираете малоизвестные пьесы писателей-интеллектуалов: Кундеры, Кроммелинка, Айрис Мердок. Почему ваши спектакли нравятся зрителям? -- Я считаю, что даже в самой сложной пьесе можно найти близкую зрителям историю. Легко придумать какую-нибудь интеллектуальную или философскую концепцию, но это будет интересно только посвященным. Мой подход -- для неискушенных зрителей. -- Вы не слишком быстро вошли в существующую театральную систему? Не хочется заняться поисками новых форм или собственного стиля? -- Мне кажется, революционность не может быть самоцелью. Прежде чем художник начнет искать собственный стиль, он должен научиться рисовать. У Пикассо был довольно долгий период академических работ, потом голубой и розовый периоды, и только потом он начал заниматься кубизмом. Начинающему режиссеру нужно сначала научиться делать элементарные вещи, пройти определенный путь ремесла. Самоутверждение на пустом месте больше похоже на дилетантизм. Мне кажется, что заявления о поиске новых форм связаны с витающей в воздухе идеей обновления театра. -- Вам не надоело постоянно быть приглашенным режиссером? -- Начиная работать в театре, я была готова до конца жизни путешествовать по разным сценам. Но в какой-то момент от этого устаешь. Сейчас я не очень стремлюсь расширять круг театров и актеров, с которыми я работаю. Иногда хочется создать что-то свое, но я понимаю, что сейчас это нереально. Мне нравится модель театра, похожего на открытую площадку, где одновременно работают разные актеры и режиссеры. Что-то наподобие Творческих мастерских. |
Роберт Холл и Beaux Arts Trio на «Декабрьских вечерах» Нидерландский бас-баритон Роберт Холл и американское Beaux Arts Trio, только что давшие на «Декабрьских вечерах» два концерта, давнишние друзья фестиваля. К небольшой концертной площадке Пушкинского музея их пристрастил еще сам Святослав Рихтер. Нельзя не отметить, что вкусы у великого пианиста были отменные. >>
"Сто иен за услугу" в Театре-студии Табакова Спектакль Елены Невежиной наминает изящную безделушку, которой трудно найти применение, но от которой не оторвать глаз. Особенно неожиданно эта изысканная постановка смотрится в театральном хозяйстве "Табакерки", в ее тесном сером подвальчике. >>
Новых имен в отечественном театре мало. Ученики Петра Фоменко едва ли единственное исключение, но и среди них Елена Невежина представляется особенно везучей: новая постановка по пьесе Бэцуяку Минору «Сто иен за услугу» в Театре-студии Табакова - уже девятая в послужном списке молодого режиссера. Причины столь удачной карьеры с Еленой НЕВЕЖИНОЙ обсуждает театральный критик Ольга РОМАНЦОВА. >>
Новый фильм Бертрана Блие выходит в московский прокат Шекспировская цитата про мир-театр и людей-актеров стала одной из самых цитируемых фраз минувших столетий - то ли потому, что и вправду идеально описывает эпоху Нового времени, то ли потому, что это лестно - чувствовать себя актером мировой трагикомедии. Итак, все люди - прирожденные актеры. Кроме некоторых актеров - добавили позднее остроумцы. Знаменитый французский режиссер Бертран Блие в своей новой комедии «Актеры» доводит эту остроту до логического конца. >>
И пока они чувствуют себя там неуютно Вчера в комитете по культуре Совета Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Правовое регулирование в сфере кинематографии: проблемы и перспективы». Задачи были глобальные, но разговор свелся, по сути, к обсуждению состояния дел на "Мосфильме". >>
Александр Ширвиндт вступил в должность худрука Театра сатиры Вчера состоялось представление любимого народом актера, режиссера и острослова Александра Ширвиндта труппе Театра сатиры. Церемония продолжалась недолго - минут десять - и прошла в спокойной дружественной обстановке. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|