|
|
N°190, 20 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сложный театр для неискушенных зрителей
Новых имен в отечественном театре мало. Молодые режиссеры по много лет остаются неизвестными публике, а прежние мастера потихоньку увядают, так и не подготовив себе достойной смены. Ученики Петра Фоменко едва ли единственное исключение, но и среди них молодой режиссер Елена Невежина представляется особенно везучей. В 1978 году Константин Райкин пригласил ее, тогда еще студентку пятого курса ГИТИСа (мастерская Петра Фоменко), в «Сатирикон» поставить спектакль по пьесе Милана Кундеры «Жак и его господин». Через год этот спектакль был номинирован на премию «Золотая маска». С тех пор Невежина не жалуется на отсутствие работы: ее приглашают ставить спектакли известные московские (и не только московские) театры. Новая постановка по пьесе Бэцуяку Минору «Сто иен за услугу» в Театре-студии Табакова -- уже девятая в послужном списке молодого режиссера. Причины столь удачной карьеры с Еленой НЕВЕЖИНОЙ обсуждает театральный критик Ольга РОМАНЦОВА.
-- Трудно молодому режиссеру найти в Москве работу?
-- Моя судьба -- скорее счастливое исключение, молодым режиссерам приходится нелегко. У меня есть талантливые друзья и подруги с режиссерским образованием, которые имеют полное право работать в театре. Но все попадают в настоящий порочный круг: для того чтобы поставить спектакль в Москве, надо поставить спектакль в Москве.
-- И вам не приходилось идти на компромиссы?
-- Без компромиссов не обходится ни одна постановка. Я вообще-то человек терпимый, не занимаюсь самоутверждением за счет артистов. Когда я начинаю постановку, она соотносится с конкретными площадкой и актерами. Понятно, что в любом театре, как и в каждой семье, свои порядки.
Я не из тех режиссеров, что приходят на репетицию с готовым планом и потом его методично воплощают. У меня есть скорее предчувствие того, каким должен быть спектакль. Артисты и пьеса по-настоящему раскрываются в процессе репетиций. И если что-то для артиста невозможно, приходится изменять характер персонажа. По-другому расставляются акценты. Находя решение, я решаю и собственные проблемы.
-- С чем они связаны?
-- Режиссерская профессия -- это изобретение своего велосипеда. В работе над спектаклем приходится каждый раз проходить заново огромный путь. Вначале это меня ужасно мучило. Сейчас в каждой работе ставлю перед собой узкопрофессиональные задачи и пытаюсь их решить. Это не всегда удается, практика приземленнее теории.
-- Какие задачи вы ставили, начиная репетировать «Сто иен за услугу»?
-- Хотелось поиграть в так называемый условный, невербальный театр, где действие строится независимо от текста. Актерам приходится создавать его, опираясь только на самих себя. Это сложно людям, которые привыкли прятаться за авторский текст. К сожалению, до конца мою задачу выполнить не удалось. Актерам стало не хватать простой человеческой истории, и пришлось свернуть в эту сторону.
-- Почему вы вводите в спектакль японские стихи, рассказывающие о четырех временах года?
-- Восточная культура построена на иных, чем наши, отношениях с миром и с природой. Здесь в основе простая и красивая мысль: что бы ни происходило жизни абсурдного, мир вечен, как сменяющие друг друга четыре времени года. Поэтому актеры читают танки и хайку, а сценография в этот момент напоминает японские миниатюры, изображающие времена года. В результате возникает контраст между этим покоем и анекдотическим сюжетом.
-- Вы чаще выбираете малоизвестные пьесы писателей-интеллектуалов: Кундеры, Кроммелинка, Айрис Мердок. Почему ваши спектакли нравятся зрителям?
-- Я считаю, что даже в самой сложной пьесе можно найти близкую зрителям историю. Легко придумать какую-нибудь интеллектуальную или философскую концепцию, но это будет интересно только посвященным. Мой подход -- для неискушенных зрителей.
-- Вы не слишком быстро вошли в существующую театральную систему? Не хочется заняться поисками новых форм или собственного стиля?
-- Мне кажется, революционность не может быть самоцелью. Прежде чем художник начнет искать собственный стиль, он должен научиться рисовать. У Пикассо был довольно долгий период академических работ, потом голубой и розовый периоды, и только потом он начал заниматься кубизмом. Начинающему режиссеру нужно сначала научиться делать элементарные вещи, пройти определенный путь ремесла. Самоутверждение на пустом месте больше похоже на дилетантизм. Мне кажется, что заявления о поиске новых форм связаны с витающей в воздухе идеей обновления театра.
-- Вам не надоело постоянно быть приглашенным режиссером?
-- Начиная работать в театре, я была готова до конца жизни путешествовать по разным сценам. Но в какой-то момент от этого устаешь. Сейчас я не очень стремлюсь расширять круг театров и актеров, с которыми я работаю. Иногда хочется создать что-то свое, но я понимаю, что сейчас это нереально. Мне нравится модель театра, похожего на открытую площадку, где одновременно работают разные актеры и режиссеры. Что-то наподобие Творческих мастерских.
Беседовала Ольга РОМАНЦОВА