N°190
20 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  20.12.2000
Японцы с виду, русские душой
"Сто иен за услугу" в Театре-студии Табакова

версия для печати
Спектакль Елены Невежиной наминает изящную безделушку, которой трудно найти применение, но от которой не оторвать глаз. Особенно неожиданно эта изысканная постановка смотрится в театральном хозяйстве "Табакерки", в ее тесном сером подвальчике. Доселе главным достоинством сценографии здесь почитали функциональность, но отнюдь не красоту. Уж какая там красота, когда трем актерам на сцене тесно. Создателей спектакля тесный подвал не смутил. Ведь изобразительное искусство -- это не только станковая живопись, но и искусство миниатюры.

"Сто иен за услугу" в сценической версии Невежиной и есть театральная миниатюра. Способ ее изготовления прост. Берется пьеса популярного в Японии, но совершенно экзотического для нас Бэцуяку Минору, а к ней -- два хороших артиста (Евдокия Германова и Михаил Хомяков) и очень талантливый художник Александр Боровский. Последний создает сценическую среду, в которой царит насыщенный яркий цвет, как на рисунках Хокусая. Красивые картинки, рифмующиеся с настроением героев и соответствующие четырем временам года, неторопливо сменяют друг друга, а параллельно артисты разыгрывают почти анекдотическую историю. В некоем пустынном месте встречаются мужчина и женщина. Оба одинокие и неприкаянные. Она -- на грани самоубийства. Он -- готов для заработка показывать случайным прохожим, где находится ближайший туалет. Повезет -- дадут ему за это сто иен. В финале, когда отхожее место понадобилось самому герою, выясняется, что никакого туалета поблизости нет и в помине.

"Сто иен за услугу" -- типичная драма на двоих, каких и в западной, и в отечественной литературе пруд пруди. В ней ощущается тесная связь и с традицией бенефисных пьес, и с театром абсурда: герои ждут прохожего, как персонажи знаменитой пьесы Беккета -- Годо. И если бы не восточный колорит, текст Бэцуяку казался бы совершеннейшим дежа вю. Но колорит в данном случае важен. Во всяком случае в спектакле. Статичная красота оформления и философские хайку, которые читают попеременно герои, придают анекдотической истории новое измерение. Экзистенциальное одиночество оказывается не причиной людских страданий, а поводом для неторопливых размышлений.

Этой центральной для постановки мысли явно противоречит способ существования артистов на сцене. Невежина хотела привести его в соответствие с безмятежно-умиротворенной японской эстетикой. Но не вышло. Хомяков и Германова начинают спектакль спокойными отрешенными голосами, но потом все больше «дают нерва». У героини к концу и вовсе пробиваются интонации простой бабы, которую пожалеть надо, а не хайку читать и красивым веером обмахивать.

Артистов понимаешь. И то сказать. Неужто в такой красивой и богатой стране, как Япония, родине лучших телевизоров, музыкальных центров и трогательных тамагочи, бывают обездоленные, несчастные и ощущается нехватка общественных сортиров? Быть такого не может. Поэтому антураж мы сделаем японским, а историю сыграем про нас. Получится красиво и душевно. А что еще надо русскому человеку.
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.12.2000
Роберт Холл и Beaux Arts Trio на «Декабрьских вечерах»
Нидерландский бас-баритон Роберт Холл и американское Beaux Arts Trio, только что давшие на «Декабрьских вечерах» два концерта, давнишние друзья фестиваля. К небольшой концертной площадке Пушкинского музея их пристрастил еще сам Святослав Рихтер. Нельзя не отметить, что вкусы у великого пианиста были отменные. >>
  • //  20.12.2000
"Сто иен за услугу" в Театре-студии Табакова
Спектакль Елены Невежиной наминает изящную безделушку, которой трудно найти применение, но от которой не оторвать глаз. Особенно неожиданно эта изысканная постановка смотрится в театральном хозяйстве "Табакерки", в ее тесном сером подвальчике. >>
  • //  20.12.2000
Новых имен в отечественном театре мало. Ученики Петра Фоменко едва ли единственное исключение, но и среди них Елена Невежина представляется особенно везучей: новая постановка по пьесе Бэцуяку Минору «Сто иен за услугу» в Театре-студии Табакова - уже девятая в послужном списке молодого режиссера. Причины столь удачной карьеры с Еленой НЕВЕЖИНОЙ обсуждает театральный критик Ольга РОМАНЦОВА. >>
  • //  20.12.2000
Новый фильм Бертрана Блие выходит в московский прокат
Шекспировская цитата про мир-театр и людей-актеров стала одной из самых цитируемых фраз минувших столетий - то ли потому, что и вправду идеально описывает эпоху Нового времени, то ли потому, что это лестно - чувствовать себя актером мировой трагикомедии. Итак, все люди - прирожденные актеры. Кроме некоторых актеров - добавили позднее остроумцы. Знаменитый французский режиссер Бертран Блие в своей новой комедии «Актеры» доводит эту остроту до логического конца. >>
  • //  20.12.2000
И пока они чувствуют себя там неуютно
Вчера в комитете по культуре Совета Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Правовое регулирование в сфере кинематографии: проблемы и перспективы». Задачи были глобальные, но разговор свелся, по сути, к обсуждению состояния дел на "Мосфильме". >>
  • //  20.12.2000
Александр Ширвиндт вступил в должность худрука Театра сатиры
Вчера состоялось представление любимого народом актера, режиссера и острослова Александра Ширвиндта труппе Театра сатиры. Церемония продолжалась недолго - минут десять - и прошла в спокойной дружественной обстановке. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика