N°112 28 августа 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
О национальной гордости великороссов Уроки «Курска»
Гибель подлодки «Курск» относится к числу происшествий, значение которых выходит далеко за рамки просто человеческих трагедий или техногенных катастроф. Дело даже не в количестве погибших (в «рядовых» авиакатастрофах, как правило, гибнет больше народу), не в исполинских размерах и гигантской стоимости потерянного судна и не в его потенциальной радиоактивной опасности. Главное -- эта страшная история остро поставила вопрос о том, может ли страна в ее нынешнем состоянии позволить себе роскошь по-прежнему претендовать на статус сверхдержавы.
В разнообразной западной реакции на случившееся в глаза бросалось одно -- искреннее изумление наших соседей и партнеров в связи с тем, что в случае с «Курском» тотальный сбой дала вся государственная система. От непосредственно ответственных за безопасность лодки военных, которые оказались не в силах ни спасти субмарину, ни внятно объяснить ситуацию обществу, ни установить причины аварии, до политического руководства, которое так и не смогло выработать точную линию поведения в сложившейся ситуации. Наверное, это оставалось бы нашей внутренней проблемой, не прояви такие качества верхушка страны, по-прежнему способной многократно уничтожить весь мир. В последние десять лет российские политики приложили массу усилий для того, чтобы сохранить видимость нашего могущества. Да, говорили они, Россия переживает не лучшие времена, но мы не позволим никому ни на минуту забыть о нашей мощи. Мощь напомнила о себе сама. Напомнила, что если она не подкреплена развитием во всех прочих сферах, то превращается в свою противоположность и несет угрозу не тем, против кого направлена, а своим хозяевам. Трагедия «Курска» -- это трагедия несоответствия между нашим представлением о себе, и тем, кто мы есть на самом деле. Не может страна с ВВП Бельгии и годовым бюджетом небогатого американского штата претендовать на то, чтобы интересы ее безопасности простирались на полмира. Можно, конечно, наскрести всего по сусекам и отправить лодку куда-нибудь в Индийский океан или Карибский бассейн. Но при работе на пределе всех возможностей вряд ли стоит удивляться, если первая же нештатная ситуация обернется трагедией. Просто потому что ресурс нулевой. Худшее, что в нынешней ситуации может сделать руководство страны, -- это броситься подновлять «сверхдержавный» фасад, откликнувшись на призывы немедленно восстановить «национальную гордость». В таком случае мы очень скоро столкнемся с трагедией еще более ужасной, чем судьба «Курска». Потому что история дает нам бесчисленное множество примеров: к самым ужасным последствиям приводит именно неадекватное восприятие себя. |
Уроки «Курска» Гибель подлодки «Курск» относится к числу происшествий, значение которых выходит далеко за рамки просто человеческих трагедий или техногенных катастроф. Эта страшная история остро поставила вопрос о том, может ли страна в ее нынешнем состоянии позволить себе роскошь по-прежнему претендовать на статус сверхдержавы. Трагедия «Курска» - это трагедия несоответствия между нашим представлением о себе, и тем, кто мы есть на самом деле. >>
Учитель Милошевича пропал при таинственных обстоятельствах В Сербии, где на этой неделе официально стартует кампания перед предстоящими 24 сентября всеобщими выборами, случилась загадочная история. В минувшую пятницу во время пробежки исчез бывший президент Сербии Иван Стамболич. >>
«Линия Мажино» и разгром Франции Немецкий прорыв летом 1940 года стал шоком для Франции. Неуязвимость, в которой нацию убеждали на протяжении десятилетия и на которую были потрачены огромные силы и средства, оказалась фикцией. Франция надеялась, что ее защитит "линия Мажино" - невиданная по мощи и неприступности линия оборонительных сооружений вдоль западной границы. >>
«Генерал Бельграно» и величие Аргентины В 16.00 2 мая 1982 года две торпеды, выпущенные с британской атомной субмарины Conqueror, поразили крейсер «Генерал Бельграно», один из флагманов аргентинских ВМС. Катастрофа не просто унесла на дно 323 из 1093 находившихся на борту моряков. Она символизировала крушение аргентинского военного режима и амбиций генералов, возомнивших свою страну равной великим державам. >>
Дирижабль «Гинденбург» и конец старой Германии Вечером 6 мая 1937 года на базе дирижаблей американского флота в Лэйкхерст, штат Нью-Джерси, собрались сотни зевак. Ждали прибытия легендарного летательного аппарата - гигантского немецкого дирижабля LZ-129 «Гинденбург» из Франкфурта-на-Майне. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|