N°112
28 августа 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  28.08.2000
Гибель богов
Дирижабль «Гинденбург» и конец старой Германии

версия для печати
Вечером 6 мая 1937 года на базе дирижаблей американского флота в Лэйкхерст, штат Нью-Джерси, собрались сотни зевак. Ждали прибытия легендарного летательного аппарата -- гигантского немецкого дирижабля LZ-129 «Гинденбург» из Франкфурта-на-Майне.

Первый дирижабль жесткой системы с корпусом из металлического каркаса, получивших позднее общее имя «цеппелины», поднялся в воздух в Германии в 1900 году. Отставной офицер граф Фердинанд фон Цеппелин открыл новое направление воздухоплавания -- жесткие дирижабли не испытывали деформации в полете и не страшились плохой погоды. В первое десятилетие ХХ века казалось, что оснащенные моторами цеппелины станут хозяевами неба.

В начале первой мировой войны цеппелины безнаказанно бомбили Лондон и Париж -- они летали выше любых аэропланов. Вскоре быстрое развитие авиации сделало дирижабли уязвимыми, но их по-прежнему отличала способность долго находиться в воздухе -- в 1917 году несколько цеппелинов летали без посадки по 100 часов. Проигравшая в войне Германия утратила флот дирижаблей -- в качестве репараций они ушли победителям. Старик Цеппелин этого не увидел -- он умер в марте 1918 года. К этому времени фирма Luftschiffbau Zeppelin успела построить сотню дирижаблей. После этого было построено лишь три -- но какие!

В 1924 году LZ-126 отправился в США, где обрел имя «Лос-Анджелес» и прослужил с годовым перерывом до 1940 года, налетав 5368 часов. Взлетевший в 1928 году LZ-127 «Граф Цеппелин» с уникальными газовыми моторами стал легендой -- в 1929-м он совершил кругосветное путешествие и за 9 лет службы перевез 13 110 пассажиров. В 1936 году со стапелей фирмы сошел LZ-129 «Гинденбург» -- самое большое воздушное судно в истории человечества.

Длиной с «Титаник» (245 метров) и диаметром в 40 метров, «Гинденбург» вмещал 200 тысяч кубометров водорода, развивая при помощи четырех моторов скорость 130 км/час. Новинкой было то, что полсотни пассажиров размещались внутри корпуса, а не на подвесной гондоле. Роскошь не уступала океанскому лайнеру. В рекламе трансатлантических рейсов фирмы Deutsche Zeppelin-Reederei сообщалось, что «Гинденбург» воплотил мечту Жюля Верна -- «До Америки за два дня!». Пассажирам сулили комфорт, свободу от морской болезни, тихое и плавное движение. В каждой из двухместных кают была горячая и холодная вода, на стене -- звонок для вызова стюарда. Обувь просили выставлять за дверь, как в гостинице, для чистки. На дирижабле были обеденный зал, рабочий кабинет, салон с пианино в алюминиевом корпусе (так легче) и даже курительный салон с покрытыми асбестом стенами. На наполненном водородом судне позволялось курить, но зажигалка была лишь одна, прикрепленная у центрального стола. «Променады» со стеклянными стенками вдоль боков пассажирского отсека позволяли любоваться на облака и пейзажи Атлантики. На борту печаталась газета новостей на английском и немецком, пассажиры могли послать телеграмму. Были и ограничения -- пассажиров просили не бросать ничего за борт, чтобы не повредить винты, не иметь при себе зажигалок и не курить за пределами курительного салона. В 1936 году за 10 рейсов между Германией и США «Гинденбург», несмотря на огромную цену билета (800 долларов), перевез 1002 пассажира.

За возможность постройки гиганта главе фирмы Хуго Экенеру пришлось заплатить большую моральную цену. Чтобы выжить в годы экономического кризиса, он брал деньги у партии нацистов, которых недолюбливал. На вертикальное оперение нового дирижабля была нанесена свастика. Доктор Геббельс вовсю использовал чудо техники в интересах НСДАП -- «Гинденбург» разбрасывал листовки и нацистские флажки на парашютиках, из огромных динамиков неслись речи нацистских заправил. Союз с наци дал возможность Экенеру построить корабль, но полностью реализовать свой замысел он не смог.

Роскошный пассажирский дирижабль конструктор хотел заполнить не горючим водородом, а безопасным гелием. Единственным обладателем этого природного газа были США, неодобрительно относившиеся к происходящему в Германии и опасавшиеся военного использования огромного цеппелина. Экенер почти договорился с Рузвельтом, но американский конгресс заблокировал сделку.

И вот круживший несколько часов на отдалении из-за сильной грозы «Гинденбург» в 7.20 вечера снизился над Лэйкхерстом и сбросил вниз канаты. Двести молодцов из наземной команды схватили их и потащили дирижабль к причальной мачте. Но через две минуты в хвосте цеппелина вспыхнуло пламя. За 34 секунды летающий «титаник» осел на землю, превратившись в огромный костер. После касания о землю спастись бегством удалось 44 из 61 члена экипажа и 20 из 36 пассажиров. Остальные разбились при прыжке с высоты или были поражены горящими обломками.

По официальной версии тех лет, «Гинденбург» погиб из-за разряда электричества рядом с местом утечки водорода. Версия была очень выгодна немцам: изверги-американцы, кичащиеся своей демократией, не продали гелий и тем самым погубили столько душ! Ходили слухи и о каких-то мифических антифашистах, якобы подорвавших цеппелин бомбой.

Недавно американский ученый Аддисон Бэйн привел убедительные доказательства того, что причиной аварии стал состав, покрывавший оболочку дирижабля. Серебристым гигант был потому, что в пропитку хлопковой ткани входила алюминиевая пудра. А еще в покрытии были нитраты -- в сочетании это напоминает ракетное топливо, по очевидным причинам непригодное для начиненной водородом сигары. В свою очередь, это означает, что американцы не виноваты, так как воспламенение обшивки от электрического разряда погубило бы и гелиевый дирижабль.

Вид пожираемой огнем свастики, запечатленный десятками западных корреспондентов, уязвил нацистских бонз. Замышленная Экенером серия исполинских цеппелинов была остановлена. Последний дирижабль LZ-130 «Граф Цеппелин II» был еще более комфортабелен, но возить пассажиров ему не разрешили -- его карьера ограничилась электронной разведкой вокруг Англии и пропагандистским полетом над Судетами перед их аннексией.

Хотя «Гинденбург» ассоциировался с нацистами, его катастрофа означала конец не гитлеровской, а старой Германии. Той Германии, которая, проиграв первую мировую войну, попыталась построить демократическое государство, воплотив присущую империям гигантоманию не в военных, а в мирных проектах. Однако дурная милитаристская наследственность победила. Огромные и беспомощные перед лицом истребителей и зениток противника цеппелины были пережитком уходящей в небытие эпохи 20-х с ее наивными мечтами о мире и процветании. Третьему рейху, уже решившему завоевать мир, были нужны другие летательные аппараты -- бомбардировщики Юнкерса и истребители Мессершмита.
Федор ЛУКЬЯНОВ, Александр ТИМОФЕЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.08.2000
Уроки «Курска»
Гибель подлодки «Курск» относится к числу происшествий, значение которых выходит далеко за рамки просто человеческих трагедий или техногенных катастроф. Эта страшная история остро поставила вопрос о том, может ли страна в ее нынешнем состоянии позволить себе роскошь по-прежнему претендовать на статус сверхдержавы. Трагедия «Курска» - это трагедия несоответствия между нашим представлением о себе, и тем, кто мы есть на самом деле. >>
  • //  28.08.2000
Учитель Милошевича пропал при таинственных обстоятельствах
В Сербии, где на этой неделе официально стартует кампания перед предстоящими 24 сентября всеобщими выборами, случилась загадочная история. В минувшую пятницу во время пробежки исчез бывший президент Сербии Иван Стамболич. >>
  • //  28.08.2000
«Линия Мажино» и разгром Франции
Немецкий прорыв летом 1940 года стал шоком для Франции. Неуязвимость, в которой нацию убеждали на протяжении десятилетия и на которую были потрачены огромные силы и средства, оказалась фикцией. Франция надеялась, что ее защитит "линия Мажино" - невиданная по мощи и неприступности линия оборонительных сооружений вдоль западной границы. >>
  • //  28.08.2000
«Генерал Бельграно» и величие Аргентины
В 16.00 2 мая 1982 года две торпеды, выпущенные с британской атомной субмарины Conqueror, поразили крейсер «Генерал Бельграно», один из флагманов аргентинских ВМС. Катастрофа не просто унесла на дно 323 из 1093 находившихся на борту моряков. Она символизировала крушение аргентинского военного режима и амбиций генералов, возомнивших свою страну равной великим державам. >>
  • //  28.08.2000
Дирижабль «Гинденбург» и конец старой Германии
Вечером 6 мая 1937 года на базе дирижаблей американского флота в Лэйкхерст, штат Нью-Джерси, собрались сотни зевак. Ждали прибытия легендарного летательного аппарата - гигантского немецкого дирижабля LZ-129 «Гинденбург» из Франкфурта-на-Майне. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика