N°18 04 февраля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Другой Бах Классик антисоветского искусства в фонде Stella Art
В фонде Stella Art открылась первая посмертная выставка Вагрича Бахчаняна. Надо отдать должное чутью галеристки Стеллы Кесаевой, которая в прошлом году посетила мастерскую Бахчаняна в Нью-Йорке и пополнила коллекцию фонда почти сотней работ художника.
Вагрич Бахчанян стоял у истоков "другого искусства". Но его творчество трудно отнести к определенному формату. Профессиональный художник, ученик знаменитого авангардиста первой трети XX века Василия Ермилова, Бахчанян в 60-х переехал из провинциального Харькова в Москву, где прославился как непревзойденный остроумец. С его графических и словесных шуточек на 16-й полосе "Литературной газеты" начиналось утро советского интеллигента. Лучшее, разумеется, передавалось изустно. Непечатные по идеологическим соображениям каламбуры Бахчаняна разлетелись на афоризмы. Хотя Бах, как называли его друзья, уехал рано, в 74-м году, серьезные отношения с советской властью сложились у него на всю жизнь. Когда-то, увидев работы Вагрича, Комар и Меламид придумали соц-арт. Соц-арт закончился вместе с развитым социализмом, но Бахчанян не перестал быть диссидентом до самой смерти. Спустя полжизни он говорил, что Америка не дала ему ничего, и очень критически относился к представителям третьей волны эмиграции. «Скульптура покрыта мраком Неизвестного», «Саша Соколов окончил школу для дураков» -- вот его нелицеприятные отзывы о компатриотах. Многие неприязненно встретили его фотоальбом "100 однофамильцев Солженицына" и словечки типа "архипелаг Good Luck", якобы неуважительные по отношению к новой «(бутерб)родине». ЦРУ оказалось недостаточно колоритной заменой КГБ, и Вагрич Бахчанян навсегда остался в томительном плену советской культуры и русского языка. Серия "Голая правда", которую впервые в Москве показывает Stella Art, была первой работой Бахчаняна в Америке. На вырезки из советских газет, которые свободно продавались в американских газетных киосках, наложены изображения из порножурналов. Неочевидная двусмысленность заголовков в сочетании с откровенными картинками порождает комический эффект, насмешку одновременно над официальным советским языком и американской массовой культурой. Цикл картинок "Американцы глазами русских" сделан спустя почти десять лет после эмиграции. Бахчанян, не добавляя от себя ни штриха, ни буквы, перерисовал тушью оскаленные морды «американской военщины» и Дяди Сэма с газетных карикатур. Портретная галерея капиталистов и убийц наверняка была занимательным и поучительным зрелищем для современников «холодной войны», но вряд ли простодушные американцы находили в кривом зеркале советской пропаганды концептуалистский фокус. Ирония, на которой основано все творчество Бахчаняна, недоступна в других культурных координатах. Словосочетание "звериный оскал капитализма" уже многим не говорит ни о чем. Однако с послевоенных времен противостояние двух систем определило особенную стать советского искусства, и аура идеологической борьбы на всех фронтах вплоть до бытового рождала интересные идеи у многих художников. Вагрич Бахчанян -- выдающийся представитель этого карасса воспитанников идеологии. Его коллажам, которые в будущем, без сомнения, займут свое место в музее, потребуется сопроводительный текст, описывающий тот контекст, в котором недолго, менее полувека, жили и работали Оскар Рабин, Дм. А. Пригов, Эрик Булатов и Илья Кабаков. Бахчанян не смог при жизни занять достойного своему дарованию места. Эмиграция и заокеанская "свобода" не принесли ему ни славы, ни счастья. Стоит думать, что выставка небольшой коллекции Stеlla Art foundation лишь первая в ряду, и будем ждать настоящей ретроспективы Вагрича Бахчаняна, которая всесторонне представит творчество незаслуженно обойденного вниманием художника. |
В Театре имени Вахтангова играют «Маскарад» На этом спектакле публика горячо аплодирует массовым сценам. Когда под звуки знаменитого хачатуряновского вальса разношерстная толпа -- дамы в шляпках, баба с ведром, игроки в пуховых цилиндрах, чиновники в шинелях, мужики в армяках и все-все-все -- скользяще и плавно движется вдоль сцены, это больше похоже на представление... >>
«Иоланта» Чайковского в «Новой опере» В театре «Новая опера» поставили «Иоланту» Чайковского. Попытка повторить успех оперы «Джанни Скикки», приглянувшейся экспертному совету «Золотой маски» за легкость, красочность и безобидность (постановщики Геннадий Шапошников и Виктор Герасименко), не слишком удалась... >>
Классик антисоветского искусства в фонде Stella Art В фонде Stella Art открылась первая посмертная выставка Вагрича Бахчаняна. Надо отдать должное чутью галеристки Стеллы Кесаевой, которая в прошлом году посетила мастерскую Бахчаняна в Нью-Йорке и пополнила коллекцию фонда почти сотней работ художника... >>
Собрание сочинений Леонида Тишкова показали в Москве Занятно, что подготовленная Московским музеем современного искусства и Крокин-галереей огромная персональная выставка Леонида Тишкова открылась аккурат в дни юбилея Антона Павловича Чехова. Подобно Чехову Тишков по профессии доктор, а искусство для него осознанная необходимость. Она же свобода... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|