N°86 21 мая 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Новый русский путь «Бедное искусство» в диалоге двух галерейных проектов Москвы
40 лет назад группа итальянских художников провозгласила манифест Arte povera, или "бедного искусства". Бедность его заключалась не в скудости изобразительных средств, а в отказе от высоких технологий, которые на то время экспроприировал американский поп-арт, а также в возврате к простейшим материалам и природным формам. Бедное искусство 60-х было протестом против технократического рационализма тех лет.
В России все преображается на свой лад. В глушь, в Саратов, назад в то время, когда нищий художник, не имея средств на материалы, рисовал пальцем на картоне -- такой вектор обозначил Марат Гельман и в самом начале финансового кризиса привез из Москвы в Пермь масштабную выставку "Русское бедное". Его концепция резюмируется в двух фразах: "Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское "бедное искусство" -- процесс создания красоты из ничего". Всего 20 слов, но за ними каша из топора, терема без гвоздей, самолеты из фанеры и 1000-летняя история России. Две выставки на Малой Полянке, в галереях Guelman Projects и Iragui, внешне очень разные. Художник Илья Трушевский инсталлировал в галерее Iragui асфальтовые плиты с нанесенными на них мелом рисунками. Монументальные, вмонтированные в металлическую раму плиты весом 700 кг каждая пахнут дорожными работами, их присыпанный пылью глубокий черный цвет отсылает к разверстой матери-земле, асфальт дышит хтоническим ужасом и наполняет полумрак галереи плотной, ощутимой суггестией дикарского творчества. Экспонирующийся в галерее Guelman Projects диптих Виктора Алимпиева "Встретились посередине" практически прозрачен, всего два цвета, телесно-розовый и чистый белый, на расположенных под углом друг к другу частях создают ощущение глубины пространства, как поставленное напротив двери зеркало. Несмотря на формальную противоположность новых работ Трушевского и Алимпиева -- розовый акрил и черный асфальт, легкая плоскость холста и брутальность асфальтовых глыб, в опусах обоих авторов есть много общего. Это обращение к простым материалам и простым формам, это намерение скорректировать привычное восприятие, заметить в обыкновенных вещах их основы, то, что важнее облика. Абстрактная живопись Алимпиева, которая буквально вспыхивает перед посетителем, как только он отодвинет закрывающую вход в галерею штору, это и есть тень, проекция известного только самому художнику объекта, точнее, даже его части. Предмет не поддается реалистическому отображению ни на холсте, ни на сетчатке. Алимпиев предлагает возврат к истинному, не отягощенному концептами и зрительными навыками видению. В галерее Гельмана создана модель пещеры Платона, здесь зритель должен переоценить само зрение: чем же на самом деле является то, что я вижу? На двухметровых асфальтовых квадратах Трушевского странные линии мелом. Не сразу на грубой поверхности распознаешь в них детские рисунки. Эти картинки когда-то рисовал сам Илья Трушевский и спустя четверть века скопировал с помощью проектора. Головоноги и спутанные линии, в которых просматривается что-то зооморфное или механическое, -- art brut (термин XX века для обозначения искусства маргиналов и аутсайдеров) в пространстве асфальтового склепа. Трушевский постоянно обращается к теме недр. Но на этот раз его льющаяся нефть, прорастающая плесенью географическая карта, реки мазута и битума перешли в человеческое измерение. Art brut связан с истоками человеческой цивилизации, с самым началом искусства. Примитивное искусство пытается вновь раскрыть потерянную тайну жизни и тщетно покрывает каракулями неподатливую, ничего не отражающую черную поверхность матери-земли. Ее городской суррогат, асфальт, поддается магической энергии неосмысленных изображений неумелого ребенка, при этом растрескивается, разрушается. Russian povera -- это неоформленное движение, а вектор, который объединяет и крайний нонфигуративный реализм Алимпиева, и квазимагические практики Трушевского. Оба художника отказываются от концептуальной навязчивости и постмодернистских жестов двух прошлых десятилетий. Из нищеты материала они извлекают вневременные основания искусства. |
Об Олеге Янковском плачут все, причем каждый вспоминает свое любимое кино: от мелодрамы для женщин «Влюблен по собственному желанию» и знакового фильма начала 80-х «Полеты во сне и наяву», ставшего для многих самооправданием и объяснением в эпоху безвременья, ну и до картин Тарковского, конечно... >>
Как ее увидел Квентин Тарантино Канн, а вместе с ним и все неравнодушное к кино человечество дождались нового фильма Квентина Тарантино под названием «Бесславные ублюдки». Сценарий писался почти десять лет... >>
Сегодня в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля покажут фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту». Главную роль в этой картине про очень одинокую милиционершу сыграла Алиса ХАЗАНОВА... >>
Ораторию Гайдна «Времена года» сыграли международным составом В Москве в финальном концерте филармонического абонемента «Великие оратории» (в этом сезоне в рамках цикла были исполнены «Мессия» Генделя и «Павел» Мендельсона) прозвучала оратория «Времена года» Гайдна (1801), сыгранная, как это принято в абонементе, международными музыкальными силами... >>
«Бедное искусство» в диалоге двух галерейных проектов Москвы 40 лет назад группа итальянских художников провозгласила манифест Arte povera, или "бедного искусства". Бедность его заключалась не в скудости изобразительных средств, а в отказе от высоких технологий, которые на то время экспроприировал американский поп-арт, а также в возврате к простейшим материалам и природным формам... >>
Создана новая компания для проката российского кино Пока в Канне публика смотрит избранное современной мировой режиссуры, в Москве кинематографисты объединяются для проката российского кино. Три производящих компании -- СТВ, ПРОФИТ, «Красная стрела» -- решили объединиться под маркой «Наше кино» и образовать совместную дистрибьюторскую компанию... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|