Время новостей
     N°86, 21 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2009
Новый русский путь
«Бедное искусство» в диалоге двух галерейных проектов Москвы
40 лет назад группа итальянских художников провозгласила манифест Arte povera, или "бедного искусства". Бедность его заключалась не в скудости изобразительных средств, а в отказе от высоких технологий, которые на то время экспроприировал американский поп-арт, а также в возврате к простейшим материалам и природным формам. Бедное искусство 60-х было протестом против технократического рационализма тех лет.

В России все преображается на свой лад. В глушь, в Саратов, назад в то время, когда нищий художник, не имея средств на материалы, рисовал пальцем на картоне -- такой вектор обозначил Марат Гельман и в самом начале финансового кризиса привез из Москвы в Пермь масштабную выставку "Русское бедное". Его концепция резюмируется в двух фразах: "Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское "бедное искусство" -- процесс создания красоты из ничего". Всего 20 слов, но за ними каша из топора, терема без гвоздей, самолеты из фанеры и 1000-летняя история России.

Две выставки на Малой Полянке, в галереях Guelman Projects и Iragui, внешне очень разные. Художник Илья Трушевский инсталлировал в галерее Iragui асфальтовые плиты с нанесенными на них мелом рисунками. Монументальные, вмонтированные в металлическую раму плиты весом 700 кг каждая пахнут дорожными работами, их присыпанный пылью глубокий черный цвет отсылает к разверстой матери-земле, асфальт дышит хтоническим ужасом и наполняет полумрак галереи плотной, ощутимой суггестией дикарского творчества. Экспонирующийся в галерее Guelman Projects диптих Виктора Алимпиева "Встретились посередине" практически прозрачен, всего два цвета, телесно-розовый и чистый белый, на расположенных под углом друг к другу частях создают ощущение глубины пространства, как поставленное напротив двери зеркало.

Несмотря на формальную противоположность новых работ Трушевского и Алимпиева -- розовый акрил и черный асфальт, легкая плоскость холста и брутальность асфальтовых глыб, в опусах обоих авторов есть много общего. Это обращение к простым материалам и простым формам, это намерение скорректировать привычное восприятие, заметить в обыкновенных вещах их основы, то, что важнее облика.

Абстрактная живопись Алимпиева, которая буквально вспыхивает перед посетителем, как только он отодвинет закрывающую вход в галерею штору, это и есть тень, проекция известного только самому художнику объекта, точнее, даже его части. Предмет не поддается реалистическому отображению ни на холсте, ни на сетчатке. Алимпиев предлагает возврат к истинному, не отягощенному концептами и зрительными навыками видению. В галерее Гельмана создана модель пещеры Платона, здесь зритель должен переоценить само зрение: чем же на самом деле является то, что я вижу?

На двухметровых асфальтовых квадратах Трушевского странные линии мелом. Не сразу на грубой поверхности распознаешь в них детские рисунки. Эти картинки когда-то рисовал сам Илья Трушевский и спустя четверть века скопировал с помощью проектора. Головоноги и спутанные линии, в которых просматривается что-то зооморфное или механическое, -- art brut (термин XX века для обозначения искусства маргиналов и аутсайдеров) в пространстве асфальтового склепа. Трушевский постоянно обращается к теме недр. Но на этот раз его льющаяся нефть, прорастающая плесенью географическая карта, реки мазута и битума перешли в человеческое измерение. Art brut связан с истоками человеческой цивилизации, с самым началом искусства. Примитивное искусство пытается вновь раскрыть потерянную тайну жизни и тщетно покрывает каракулями неподатливую, ничего не отражающую черную поверхность матери-земли. Ее городской суррогат, асфальт, поддается магической энергии неосмысленных изображений неумелого ребенка, при этом растрескивается, разрушается.

Russian povera -- это неоформленное движение, а вектор, который объединяет и крайний нонфигуративный реализм Алимпиева, и квазимагические практики Трушевского. Оба художника отказываются от концептуальной навязчивости и постмодернистских жестов двух прошлых десятилетий. Из нищеты материала они извлекают вневременные основания искусства.

Арсений ШТЕЙНЕР
//  читайте тему  //  Выставки