N°71 26 апреля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Имеющий глаза -- увидит Марк Ротко в "Гараже"
Искусство художника Маркуса Яковлевича Ротковича принято соотносить с истерической полемикой о сути абстрактного экспрессионизма и роли американских спецслужб в раскрутке якобы бессмысленной пачкотни в качестве великого бренда великой страны -- Соединенных Штатов Америки.
Уроженец Российской империи, еврей из города Двинск Витебской губернии, эмигрировавший с семьей в 1913 году в Америку Маркус Роткович всемирно известен под именем Марк Ротко. Достаточно глаза имеющему прийти на его первую в Москве персональную выставку в центр «Гараж», чтобы понять: вся эта непрекращающаяся уже полвека шумиха по поводу «голых королей» абстрактного экспрессионизма яйца выеденного не стоит. Налицо гениальная живопись, общение с которой сродни эмоциям, которые испытывал герой Марселя Пруста, созерцая крошечное желтое пятнышко на картине Вермеера Дельфтского. Этот фрагмент из «Поисков утраченного времени» настолько изумительно резонирует с особенностью восприятия мира живописи Ротко, что позволю себе процитировать его. Это впечатление именитого писателя Бергота, рассматривающего «Вид Дельфта» Вермеера: «Наконец он подошел к Вермееру, который вспоминался ему как самое поразительное, самое непохожее на все, что он знал, и в котором благодаря статье критика он впервые заметил маленькие фигурки в синем, и то, что фон был розовым, и наконец, драгоценную субстанцию крошечного пятна желтой стены (petit pan de mur jaune). Его головокружение усилилось: подобно ребенку, стремящемуся поймать желтую бабочку, он устремил свой взгляд на драгоценное пятнышко стены. "Вот как я должен был писать", -- сказал он». Бормоча «пятнышко желтой стены», писатель Бергот потерял сознание, скатился на пол и умер. А всамделишние, не вымышленные критики дотошно искали (и ищут) это пятнышко в городском пейзаже Вермеера, да так и не нашли (не находят) его. Такое катастрофическое напряжение субстанции цвета при невозможности идентифицировать, локализовать границы цветового места оказывается ключом интерпретации живописи не только Вермеера, но и Ротко. На выставку привезли работы «классического» периода, с самого конца 40-х по самый конец 60-х (художника не стало в 1970 году). В отличие от ранних экспрессионистских и сюрреалистических (биоморфных) работ (их россияне могли видеть на эрмитажной выставке конца 2003 -- начала 2004 года из собрания Вашингтонской национальной галереи) картины «классические», беспредметные «мультиформы» -- это несколько цветовых плоскостей, выстроенных по горизонтали и вертикали. Ничего боле. В пределах одного цвета совершаются феноменальные тональные переходы; полосы, разделяющие плоскости, подвижны, затекают за края, структура будто вибрирует, дышит, и восприятие пульсирует в амплитудах жутко протяженных, от медитации до транса, даже обморока. В немалой степени вот эта обморочность объясняется тем, что ни один цвет не закреплен в своих границах, память черного может поглотить будто бы несуществующий зеленый, а розовый осязается кристаллом изумрудного. Вот этот процесс отделения цвета благодаря гениальной колористике в случае с Вермеером был описан Прустом. Замечательный комментарий прустовской истории дал в своей книге «О близком» (очерки немиметического зрения) Михаил Ямпольский: «Значение отделившегося цвета не может быть понято, он не может принадлежать никакому репрезентативному пространству. Это чистое становление видения, которое не может быть локализовано ни в какой идеальной точке. Это гуссерлевское 'гиле'... Оно всегда вне фокуса. Всматривание в такое цветовое пятно -- это всегда безнадежная попытка аккомодации. Аккомодация недостижима тут потому, что пятно это постоянно переходит, перелетает из одного пространства в другое, от восприятия к памяти и наоборот». В нашем случае с Ротко происходит и удивительное движение пространственных слоев картины. Из бездонной глубины пространство будто бы движется к поверхности холста, обозначается в границах цветовых плоскостей и проецируется далее в зрачок зрителя. Картины смотрят на нас. Было бы, конечно, замечательно, чтобы 12 полотен (среди которых эскиз для великого завещания мастера, часовни университета Св. Фомы -- капеллы Ротко -- в Хьюстоне) и один шедевр на бумаге экспонировались тоже шедеврально. Не случилось. Белые стены и лампы, свет которых то и дело слепит в глаза, глушат цветовую полифонию живописи, создают эффект накинутой на картины пелены. Культуре экспозиции точно надобно учиться. В чьей собственности представленные работы? За сумму более чем 300 млн долл. они были выкуплены в прошлом году у нью-йоркского финансиста Эзры Меркина. Кем? Возможно, посетивший вернисаж владелец «Гаража» Роман Абрамович знает ответ... |
Премьеры на Мариинском фестивале Вечер новой хореографии под названием New generation представил петербургской публике трех балетмейстеров -- Юрия Смекалова, Эмиля Фаски, Эдварда Льянга. Все они в той или иной степени петербуржцам знакомы... >>
В Петербурге на майские праздники запланирован масштабный киносмотр Со 2 по 5 мая в северной столице тяжелой поступью пройдет первый Санкт-Петербургский кинофорум, приуроченный к юбилейной дате -- 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организаторы не без пафоса обещают сплотить кинопоказами людей всех национальностей и поднять их и без того приподнятый патриотический дух... >>
Марк Ротко в "Гараже" Искусство художника Маркуса Яковлевича Ротковича принято соотносить с истерической полемикой о сути абстрактного экспрессионизма и роли американских спецслужб в раскрутке якобы бессмысленной пачкотни в качестве великого бренда великой страны -- Соединенных Штатов Америки... >>
«Хорошенькая» в театре «Современник» Последнюю премьеру «Современника» по пьесе Сергея Найденова «Хорошенькая» поставила на Другой сцене Екатерина Половцева, совсем молодая выпускница мастерской Сергея Женовача... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|