N°69 22 апреля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Петербургский фундаментализм Городские власти воссоздали комиссию по подземным сооружениям
На днях в Петербурге была воссоздана экспертно-консультационная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям. Первая подобная комиссия -- грунтовая -- была создана в столице Российской империи в 1893 году. В советское время тоже существовали органы, контролировавшие использование недр, соответствие строительных проектов особенностям грунтов. Предыдущая городская комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям существовала с 1994 по 2005 год. А позже, как раз в период самого активного нового строительства в Петербурге, такой контролирующий и консультационный орган был распущен. И это, как рассказали на встрече с журналистами в пресс-клубе «Зеленая лампа» члены новой комиссии, самым негативным образом сказалось на качестве строительных проектов, реализованных в городе в последнее пятилетие.
Одновременно с воссозданием комиссии специалисты -- инженеры-гидротехники, геологи, экологи -- разработали и выпустили геологический атлас Санкт-Петербурга. Подобное издание впервые сделано для российских городов. Почти треть атласа посвящена геологическим рискам: это погребенная гидросеть, выходы на поверхность земли источников родона, проблемы карстовых образований, палеодолины и другие проблемные зоны и участки территорий, без подробного знания которых качественное строительство невозможно. Почти 3,7% территории Петербурга -- погребенные гидросети. Под городской застройкой находится 130 погребенных водотоков, это засыпанные каналы, реки, болота, намывные территории. И все они создают большие проблемы при подземном строительстве. На карте города выделены места, где природный метан активно выходит на поверхность и где уже произошли из-за взрывов метана разрушения подземных коммуникаций. Оказывается, для Петербурга очень актуальна проблема родона -- в нескольких районах города имеются залежи сланцев, которые содержат уран. Он распадается, в результате выделяется радиоактивный родон, который накапливается, и если не учитывать это явление при проектировании будущих построек, возникает серьезная опасность для населения. Еще одна серьезная проблема -- карст, разрушение известковых пород. По словам специалистов, наблюдения показывают, что разрушение пород идет на глубине 70 метров. Есть на территории Петербурга и палеодолины, они опасны для сооружений глубокого залегания. Самая известная авария произошла в середине 90-х годов, еще при первом мэре Петербурга Анатолии Собчаке, когда линия метро пересекла палеодолину, и в результате размыва несколько лет участок метро между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» не функционировал. Как рассказал на встрече Рашид Мангушев, заведующий кафедрой гидротехники Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, современные строительные технологии, конечно, позволяют строить практически любые здания на любых территориях. Но чтобы в процессе строительства подрядчик или застройщик не занимался лишь масштабным закапыванием в землю денег, прежде чем проект утвержден, должна быть проведена точная геологическая экспертиза. А при согласовании проекта должен учитываться тот факт, что грунты практически на всей территории Петербурга определяются как слабые. По данным самых современных исследований, в центральной части города толщина таких слабых грунтов уходит в глубину от 40 до 70 метров. Именно эти слабые грунты в исторической части города создают наибольшую сложность для подземного строительства. Из-за особенностей грунта в старой части города практически 60% фундаментов домов были перегружены изначально, еще с XVIII века, и многие здания в результате неравномерности осадки уже дали трещины. Это создает серьезные проблемы для нового строительства в исторической части города. Хотя в профессиональной среде строителей бытует мнение, что существуют абсолютно безопасные методы строительства в исторической зоне, которые не наносят ущерба окружающим зданиям. "Я считаю, что все равно опасность для окружающей застройки есть, и даже когда мы дополнительно усиливаем фундаменты старых зданий, все равно возникает угроза осадки, -- сказал Рашид Мангушев. -- Конечно, осваивать подземное пространство необходимо. Но нужно создавать геолого-экономическую карту возможного освоения подземного пространства, чтобы застройщик знал, что ему предстоит, какие затраты он должен учитывать и стоит ли при таких затратах строить под землей очередной бутик". Примером здравого подхода к проблеме подземного строительства в современном мегаполисе может служить завершившаяся недавно в Амстердаме прокладка открытым способом линии метро по одной из центральных улиц. В процессе этой работы все дома по этой старинной улице были переставлены на сваи. Так же поступают и в Париже, когда в исторической части города убирают под землю паркинги, торговые и развлекательные центры. Но строительство в России, и в частности в Петербурге -- городе на воде, имеет свои не всегда понятные европейцам особенности. Например, вторая сцена Мариинского театра -- это фактически первое в Петербурге обширное функциональное подземное трехуровневое пространство, сложное по техническим приемам. Но фундаменты и стены соседних зданий по Минскому переулку получили деформацию свыше 7 см, хотя были предприняты гигантские усилия для того, чтобы стабилизировать усадку, очень недешевые, к которым инвестор оказался не готов. По мнению специалистов, осваивать подземные пространства надо, но в историческом центре это стоит делать исходя только из жизненной необходимости, а не для развлекательных или торговых заведений. И не для парковок: подземные стоянки на 300--400 машин не спасут город от пробок, зато создадут реальную угрозу для исторической застройки с непредсказуемыми последствиями. Тем более что, как рассказал Анатолий Осокин, генеральный директор ЗАО «Геострой», на протяжении последних 30 лет на научные исследования в сфере обоснования подземного строительства государством не выделялось ни копейки. В результате возник колоссальный разрыв между нормативами и практикой строительства. Сегодня используемые технологии даже не упоминаются в нормативных документах. Поэтому первая задача, которая стоит перед воссозданной комиссией, -- выработка нормативов. Вторая, но не менее важная -- экономическое обоснование строительных проектов. "Все ошибки, которые совершались на нашей территории в течение последних 20 лет, -- это преимущественно ошибки западных фирм, непонимание особенностей наших грунтов, -- считает Владимир Улицкий, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения, заместитель председателя комиссии. -- Сейчас вообще пошла такая тенденция в строительстве: застройщик заявляет, что ему не нужны никакие нормы. Мы же единственная страна в мире, которая постоянно отменяет всякие нормативы. А ведь без нормативов строить нельзя. И вторая сцена Маринки это продемонстрировала в полный рост -- там просто распоряжаются федеральные чиновники, руководствуясь не нормами, а собственными соображениями, зарывая миллиард за миллиардом бюджетные средства". Еще один печальный пример такого пренебрежения к изучению почв со стороны фирмы-застройщика и заказчика строительства -- торговый центр «Стокманн», под который был снесен целый квартал на углу Невского проспекта и улицы Восстания, рядом с Московским вокзалом. Фирма уверяет, что они сделали все по европейским стандартам, а соседние дома просели почти на 10 см вместо 2 см, допустимых по нормам. «Слава богу, что кризис остановил в Петербурге эту безумную страсть к освоению подземного пространства любой ценой, -- заявил Алексей Шашкин, генеральный директор ЗАО «НПО «Геореконструкция». -- В результате этой денежной гонки рождались совершенно беспомощные проекты, которые угрожали всей окружающей застройке. Мы уверены, что после вступления в действие с 1 июля 2010 года технического регламента по безопасности зданий и сооружений город получит на законодательном уровне защиту недр от разгула дикой застройки». |
Верховный суд удовлетворил жалобу «Мемориала» Тема Катыни, доминировавшая в информационном пространстве России в течение последних недель в связи с 70-летней годовщиной трагедии и катастрофой самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском, вчера получила продолжение... >>
В Российской академии образования вновь обсуждают переход на двенадцатилетку На волне обсуждения новых образовательных стандартов преподавания в средней школе, которые, как ожидается, будут введены с 1 сентября 2010 года, возобновилась давняя дискуссия о том, стоит ли продлить школьное обучение до 12 лет... >>
Ушел из жизни почетный президент МОК Хуан Антонио Самаранч Почетный президент Международного олимпийского комитета (МОК) Хуан Антонио Самаранч скончался вчера на 90-м году жизни в одной из клиник Барселоны. «Мы потеряли великого человека, нашего наставника и друга, посвятившего всю свою долгую и насыщенную жизнь Олимпийским играм», -- заявил нынешний глава МОК Жак Рогге... >>
Московские экономисты еще не заметили окончания рецессии Московские чиновники пока при всем желании не могут поддержать федеральных коллег, которые в последнее время все чаще заявляют о выходе экономики из рецессии и даже о росте внутреннего валового продукта... >>
Городские власти воссоздали комиссию по подземным сооружениям На днях в Петербурге была воссоздана экспертно-консультационная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям. Первая подобная комиссия -- грунтовая -- была создана в столице Российской империи в 1893 году... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|