N°61
12 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.04.2010
"Мы осиротели"
В Польше оплакивают жертв авиакатастрофы

В Польше объявлен недельный траур в связи с гибелью президента 60-летнего Леха Качиньского и еще 95 польских граждан, пассажиров разбившегося в субботу под Смоленском польского самолета. На его борту находилась делегация, направлявшаяся в Катынь на мемориальные мероприятия, посвященные 70-летию расстрела органами советского НКВД польских офицеров. В ее составе были элита государственной власти, парламентарии, общественные деятели, военное руководство, члены Федерации катынских семей. Мероприятия должны были состояться на территории мемориального комплекса «Катынь», где 7 апреля почтили память жертв тоталитарного режима премьер-министр России Владимир Путин и его польский коллега Дональд Туск.

Объявление траура было первым распоряжением принявшего на себя, согласно конституции, обязанности главы государства Бронислава Коморовского -- председателя нижней палаты парламента, маршала сейма. Но еще до официального объявления сотни варшавян потянулись в одном направлении -- на Краковское предместье, к президентскому дворцу. Уже через час цветы, свечи, лампадки некуда было ставить, а народ все прибывал и прибывал. Полиция была вынуждена упорядочить движение и даже закрыть близлежащие улицы для транспорта. «Мы потеряли нашу элиту, людей, которых знала вся Польша, за которых мы голосовали, мы осиротели», -- говорили корреспонденту «Времени новостей» поляки. Многие граждане, зачастую целыми семьями, пришли почтить память погибших соотечественников. Так продолжалось всю ночь и весь воскресный день. Вчера в полдень завыли сирены, и наступили объявленные две минуты молчания -- не только в столице, но и по всей стране.

Непривычно опустевшие улицы. Не работают магазины. Отменены все развлекательные мероприятия, в том числе и семь концертов ансамбля «Березка». Перенесено открытие международного театрального фестиваля в Варшаве и Европейского экономического конгресса в Катовице. Премьер-министр Дональд Туск не поедет в Вашингтон на «ядерный саммит». Костелы не могут вместить всех верующих. Организована трансляция поминальных богослужений. Поляки скорбят, не осознавая еще до конца всей тяжести трагедии.

Но вопросы, требующие ответа, появились сразу. И главный среди них: почему в одном самолете оказалось столько высокопоставленных лиц -- президент, генералитет, министры, руководство президентской администрации, парламентарии, вице-спикеры сейма, главы важнейших государственных учреждений? Никто не может пока объяснить, почему экипаж самолета, ведомого первоклассными и опытными пилотами, проигнорировал указания руководителя полетом уйти из-за тяжелых погодных условий на запасной аэродром в Минске или Москве и пошел на посадку в Смоленске, ставшую трагической. Вот одна из версий, которую многие считают весьма вероятной. Лех Качиньский был очень мягким человеком в общении, но очень твердым и упрямым в принятии решений. Не исключено, что президент как главнокомандующий и дал прямое указание сесть в Смоленске во что бы то ни стало.

Это предположение. Зато известно, как в августе 2008 года президентский борт Ту-154М летел в Азербайджан, и в ходе полета президентские чиновники попросили капитана изменить маршрут и приземлиться в Тбилиси. Пилот, проконсультировавшись с командующим, отказался, сославшись на безопасность. В кабину вошел сам президент и убеждал пилота изменить решение. Сопровождавшим же его журналистам он сказал: «Если кто-то решается быть офицером, то не должен быть робким». Тогда пилот все же настоял на своем. Но в минувшую субботу командиром экипажа был другой. А главнокомандующий на борту -- тот же. Найденные бортовые самописцы могут помочь разобраться с этой версией.

С другой стороны, за последние годы в польской печати уже стала постоянной тема неисправностей правительственных самолетов. Случаев нештатных ситуаций, в которые попадали первые лица государства, много. Однако замену авиапарка постоянно откладывали, объясняя наличием более насущных хозяйственных проблем. Два Ту-154М (второй находится на капитальном ремонте в Самаре) летают уже 20 лет. Ими пользовались все президенты послевоенной Польши: Ярузельский, Валенса, Квасьневский и Качиньский. Правда, технических претензий не было к тому самому самолету, что сейчас потерпел катастрофу. Кстати, в той же Самаре он проходил модернизацию и обновление.

Журналисты, сопровождающие президента в поездках, обычно находились на том же борту. Автор этих строк летал таким образом с тогдашним президентом Квасьневским в Санкт-Петербург в 2003 году на празднование 300-летия города. На этот же раз журналистам выделили отдельный «Як», в котором тоже поначалу обнаружили неисправность, но ее удалось устранить. Польские журналисты прилетели в Смоленск раньше ожидаемого рейса с президентской делегацией.

В Польше уже шла президентская кампания -- выборы главы государства должны были состояться в октябре. Партия власти «Гражданская платформа», лидером которой является премьер Туск, своим кандидатом выбрала Бронислава Коморовского. В президентскую гонку от «Союза демократических левых сил» вступил вице-спикер сейма, экс-министр обороны Ежи Шмайдзиньский, который был на борту потерпевшего катастрофу авиалайнера. В минувшую пятницу было объявлено, что на второй срок решил баллотироваться Лех Качиньский. Его кампания должна была взять старт 23 мая на съезде оппозиционной партии «Право и справедливость», которую возглавляет брат-близнец Ярослав Качиньский. Съезд собирались провести в американском стиле в Лодзи, в самом большом в Польше зале «Атлас Арена», вмещающем 10 тыс. человек.

Теперь в ближайшие две недели исполняющий обязанности президента маршал сейма Коморовский обязан объявить дату досрочных президентских выборов, которые должны пройти не позже двух месяцев после их объявления. «Я объявлю дату выборов после консультаций со всеми парламентскими фракциями и политическими партиями», -- сказал Коморовский. Таким образом, досрочные выборы главы Польши скорее всего состоятся в июне.

Избирательная кампания президентскими выборами не закончится. Авиакатастрофа унесла жизни многих высокопоставленных лиц, чьи посты еще долгое время могут быть вакантными. Погибли председатель Национального банка Польши (центробанка), руководитель Института национальной памяти, генсек Совета охраны памяти борьбы и мученичества, президент Олимпийского комитета. Среди погибших заместители министров иностранных дел и культуры, уполномоченный по правам человека, 14 депутатов сейма и трое сенаторов. Вместе с президентом находились его соратники: глава президентской администрации и его помощники, руководитель бюро по национальной безопасности. Большие потери понесли вооруженные силы Польши, в одно мгновение лишившиеся командования -- погибли замминистра обороны, начальник Генштаба, главнокомандующие сухопутных войск и войск специального назначения, главнокомандующий военно-морского флота, начальник оперативного руководства польской армии, главнокомандующий военно-воздушных сил. И снова тот же вопрос: как так получилось, что все главные военачальники летели одним самолетом? В минобороны отвечают: по приглашению президента.

Лех Валенса, который был на мероприятиях в Катыни вместе с Туском 7 апреля, говорит, что президент Качиньский его не приглашал: «Теперь знаю, что и хорошо, а то был бы в списке жертв». Валенса субботнюю трагедию под Смоленском называет «Катынью номер два»: «70 лет назад и сейчас мы потеряли часть интеллектуальной элиты народа. Залечивать раны нам предстоит долго». Аналогичные оценки прозвучали в заявлении коллеги Валенсы по движению «Солидарность» Адама Михника: «С этого дня слово «Катынь» будет во второй раз означать польское несчастье».

Вчера вышли экстренные выпуски почти всех главных польских газет. На первых полосах, как и на всех сайтах в Интернете, -- лица погибших в авиакатастрофе. В материалах множество информации о жертвах и обстоятельствах трагедии. Везде напечатаны обращения к полякам российского президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина. Везде -- репортажи из Москвы и Смоленска. Поляки тронуты тем, как Россия отнеслась к их страшному горю. Это чувствуется и в Варшаве. Заведующий консульским отделом посольства России в Польше Дмитрий Нестеров рассказывает «Времени новостей»: «Почти сразу, как только стало известно о катастрофе под Смоленском, консульство открыло свои двери. Как известно, было принято решение близким и родственникам жертв катастрофы выдавать бесплатные визы сразу на основании паспорта и фото. Уже в субботу без проволочек было обслужено более 20 журналистов -- даже те, у кого не было при себе фотографии. Что касается близких и родственников погибших, то, организованные в группы, они получили возможность въезда в Россию без визы, только по паспорту».

Пока ничего не известно о времени и месте похорон жертв авиакатастрофы. На очередном чрезвычайном заседании правительства будут рассмотрены вопросы беспрецедентной траурной церемонии, в том числе и участие в ней зарубежных делегаций.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.04.2010
ИТАР-ТАСС
Гибель "Борта-101" потрясла Россию, Польшу и мир
В Польше, России и еще почти десятке стран объявлен траур по жертвам произошедшей в субботу беспрецедентной авиакатастрофы под Смоленском, унесшей жизни президента Польши Леха Качиньского и многих высших государственных деятелей Польши... >>
  • //  12.04.2010
В Польше оплакивают жертв авиакатастрофы
В Польше объявлен недельный траур в связи с гибелью президента 60-летнего Леха Качиньского и еще 95 польских граждан, пассажиров разбившегося в субботу под Смоленском польского самолета... >>
  • //  12.04.2010
Аэродром Смоленск-Северный является военным объектом и не проходил сертификацию на «метеоминимум», то есть минимально необходимые условия видимости, при которых в данном месте разрешается прием и отправка воздушных судов.... >>
  • //  12.04.2010
Reuters
Лайнер Качиньского не раз попадал в сложные ситуации
Самолет президента Польши был построен 29 июня 1990 года на самарском заводе «Авиакор». В течение 20 лет им последовательно пользовались президенты Войцех Ярузельский, Лех Валенса, Александер Квасьневский и Лех Качиньский... >>
  • //  12.04.2010
Владислав Сикорский стал первым государственным лидером, погибшим в авиакатастрофе. Он занимал пост премьер-министра правительства Польши в изгнании, действовавшего после оккупации страны в сентябре--октябре 1939 года... >>
  • //  12.04.2010
Европа погрузилась в траур, скорбя о гибели президента Польши, его супруги и еще 94 польских граждан, разбившихся на самолете под Смоленском... >>
  • //  12.04.2010
Машина притормаживала, съезжая с оживленного минского шоссе к Куропатам, когда мобильный пискнул, сообщая о новой SMS. Так в субботу ко мне пришла страшная новость об авиакатастрофе под Смоленском. Московский коллега был краток: «Авиакатастрофа. Анджей Пшевозник погиб»... >>
  • //  12.04.2010
Трагедия под Смоленском может примирить Минск и Варшаву
Гибель польской делегации в районе Смоленска заставила Минск забыть о недавних разногласиях с Варшавой. Соболезнования в связи с крушением самолета высказали Польше представители власти, лидеры оппозиции и простые граждане... >>
  • //  12.04.2010
Михаил Саакашвили наградил погибшего президента Польши
На этой неделе Михаил Саакашвили прервет визит в США, где находится на конференции по ядерной безопасности, и направится в Польшу на похороны президента Леха Качиньского. В интервью Си-эн-эн грузинский лидер назвал погибшего «другом Грузии, большим политиком и блестящим человеком»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама