N°60
09 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.04.2010
Владислав Ефимов
Как по мылу
«Инновация»-2009 представила номинантов

Пятый Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» воспринимается очень зрелым и, как говорили в галантный век, «уконтентованным». Случайных выдвиженцев почти не наблюдается. А те, кто номинирован, действительно, что называется, делают погоду в российском contemporary art.

В главной номинации «Произведение визуального искусства» соревнуются Сергей Братков с видео «Балаклавский кураж», Игорь Макаревич и Елена Елагина с показанной в Венском музее истории искусства инсталляцией In Situ, группа «Коллективные действия» со второй частью архива их перфомансов, Павел Пепперштейн с картинами на тему «Ландшафты будущего», наконец, Николай Полисский со скульптурой «Большой адронный коллайдер». Кто бы ни выиграл -- все не плохо. Впрочем, хорошие силы собраны и в номинации «Кураторский проект», куда попали одни из лучших программ Третьей московской биеннале: «Искусство или смерть» (лидеры артпроцесса второй половины 80-х--90-х из Ростова-на-Дону, куратор выставки Ольга Голованова), «Кудымкор -- локомотив будущего» (Леонид Тишков и Екатерина Деготь рассказывают историю малоизвестного художника русского авангарда П.И. Субботина-Пермяка). Не вызывают возражения и номинанты раздела «Теория. Критика. Искусствознание» (и создатели каталога к двадцатилетию сквота-галереи Пушкинская, 10, в Санкт-Петербурге, и Андрей Монастырский со своими «Эстетическими исследованиями», и подготовленный Александрой Обуховой «Первый русский каталог» Константина Звездочетова, и книга Алены Романовой и Надежды Василевской о жизни и творчестве Михаила Рогинского «Дураки едят пироги», и философическое искусствоведение Елены Петровской и Олега Аронсона). Хорошо представлены и регионы, от Красноярской музейной биеннале до премьерной выставки недавно открытого Воронежского филиала центра современного искусства. Немного вяло смотрится лист молодых номинантов «Новая генерация» -- откровенных лидеров в нем, помимо пожалуй что петербуржцев-монументалистов Ильи Гапонова и Кирилла Котешова, просто нет. Однако общей благоприятной картины молодежь не портит. Тем более что обещаны спецпризы различных фондов (в том числе U-Art, Stella Art), а также Сильвестров и Ефремов в качестве режиссеров церемонии награждения.

Отдельное спасибо за то, что в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» решено посмертно наградить любимую и незаменимую Ольгу Лопухову. Да и выбор жюри вроде бы удачен: на три российских эксперта приходится четыре западных (это хранитель современного искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, директор Музея прикладного искусства (МАК) Вены Петер Нойвер, директор вильнюсского ЦСИ Кузинас Кестутис, стамбульский куратор, директор Центра современного искусства ВМ Мадра Берал). Так что надежда на объективное судейство имеется.

И все же в общей картине премии наблюдается тревожная бесконфликтность, предопределенность побед и наград, которые будто бы неотвратимы, исключают какую бы то ни было интригу, напряжение и борьбу. Причина двояка. Во-первых, все заслуженные действительно на виду. За пять лет, почитай, уж многих главных отметили. Новые имена на поле contemporary art открываются не так часто, как мы хотели бы. Во-вторых, посмотрим на списки номинирующих. Добрая половина -- ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), его филиалы и сотрудники, вторая добрая половина -- ММСИ (Московский музей современного искусства), Мультимедийный комплекс актуальных искусств (Дом фотографии в Москве). Другие ленивы и неинициативны.

На вернисаже выставки номинантов два молодых петербуржца, Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов (кстати, попавшие в номинанты «Новой генерации» благодаря галерее с интересным названием «Паразит» и уже этим отличающиеся от большинства финалистов) устроили перфоманс «Фигурное катание на мыле». Отринув буржуазный лед, ребята скользили по кафелю на демократическом хозяйственном мыле. В этом году перфоманс стал чем-то вроде символа легкого скольжения премии «Инновация» по коммуналке отечественного contemporary art.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.04.2010
«Битва титанов» на московских экранах
Всю свою сознательную древнегреческую жизнь Персей (Сэм Уортингтон) знал, что рыбак Спирос (Пит Постлетуэйт) -- вовсе не его настоящий отец, и на самом деле он рожден от верховного олимпийского громовержца... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.04.2010
Петрозаводский балет в конкурсе «Золотой маски»
Спектакль Кирилла Симонова, претендующий на национальную театральную премию в четырех номинациях («Лучший балет», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая мужская» и «Лучшая женская роль»), вступает не только в соревнование, но в прямую полемику со спектаклем Бориса Эйфмана, показанным несколькими днями раньше... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  09.04.2010
Владислав Ефимов
«Инновация»-2009 представила номинантов
Пятый Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» воспринимается очень зрелым и, как говорили в галантный век, «уконтентованным». Случайных выдвиженцев почти не наблюдается. А те, кто номинирован, действительно, что называется, делают погоду в российском contemporary art... >>
  • //  09.04.2010
Рихард Штраус. Жизнь героя. Эдгар Варез. Америки (Decca). Инго Метцмахер, недавно дебютировавший в Москве за пультом Российского национального оркестра (см. «Время новостей» от 14 декабря 2009 года), покидает пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра Берлина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама