N°60
09 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.04.2010
Персей и его команда
«Битва титанов» на московских экранах

Всю свою сознательную древнегреческую жизнь Персей (Сэм Уортингтон) знал, что рыбак Спирос (Пит Постлетуэйт) -- вовсе не его настоящий отец, и на самом деле он рожден от верховного олимпийского громовержца. Истинного родителя Персей не особенно жалует -- ничего хорошего всевышнее родство юному полубогу не принесло, да и вообще в Греции усиливаются богоборческие настроения. Люди больше не хотят быть рабами небожителей, что выражается в основном в хуле и вандализме по отношению к культовым сооружениям.

Олимпийцам все это категорически не нравится, боги ругаются между собой, не зная, какую судьбу даровать расхрабрившимся людишкам. В конце концов конфликт между Зевсом (Лайам Нисон, в этой роли напоминающий не то очеловечившегося льва Аслана из «Хроник Нарнии», не то закованного в блестящую броню Санта-Клауса) и Аидом (Рейф Файнс, являющий собой нечто среднее между инопланетянином Джоном Траволтой в «Поле битвы -- Земля» и Петром Мамоновым в роли Ивана Грозного) приводит к тому, что всего через неделю с небольшим из глубин океана воспрянет чудовищный Кракен, и если не принести в жертву царскую дочь Андромеду (Джуди Боукер), мир, как его знают смертные, подойдет к концу. Только Персей может победить чудовище, но для того, чтобы это произошло, ему сначала придется сразиться с целым сонмом леденящих кровь созданий, разной величины, но одинаково смертоносных...

Номинально «Битва титанов» считается ремейком одноименной и во всех отношениях восхитительной картины 1981 года, поставленной Десмондом Дэвисом. Несмотря на участие таких величин, как Лоуренс Оливье (Зевс) и Урсула Андресс (Афродита), главными звездами фильма стали совсем не они, а монстры, созданные легендарным и до сих пор непревзойденным мастером спецэффектов Рэем Харрикаузеном. Именно он придумал и воплотил на экране Кракена, Медузу, Пегаса и всех остальных, включая и стопроцентно культового персонажа -- механического филина Бубо, который исполнял при тогдашнем Персее (Гарри Хемлин) примерно ту же роль, что робот R2-D2 при Люке Скайуокере в «Звездных войнах» (в новой версии Бубо появляется лишь в крохотном камео, и это, пожалуй, главный недостаток фильма). В нынешнем варианте режиссера Луи Летеррье (который неоднократно называл себя преданным фанатом первоисточника) чудовища тоже выходят на первый план, но чем дальше, тем очевиднее, что создатели «Битвы» ориентировались не только и не столько на фильм Дэвиса.

В очередной раз приходится не без удовольствия признать, что в области кинематографического фэнтези нет фильма более основополагающего и даже архетипического, нежели «Конан-варвар». Если в современной картине нет хотя бы одной отсылки к этому хрестоматийному шедевру, то проверки на жанровую чистоту она выдержать никак не может. В «Битве титанов», по счастью, уважительное отношение к «конаниане» проявляется с самого начала, со сцены, где старый Спирос объясняет своему приемному сыну основные принципы человеческого существования в мире, которым правят жестокие, злопамятные и надменные боги. И не дает о себе забыть ни в момент обретения волшебного меча, ни во время боя на развалинах в пустыне джиннов, ни в кульминационной схватке с Кракеном. Но поскольку основную аудиторию нынче составляют индивидуумы, для которых снятый четверть века назад «Конан» является такой же допотопной диковиной, как и оригинальная «Битва», то в историю вплетены и образы из более актуального контекста. Того же Кракена (который, к слову, парадоксальным образом перекочевал в Древнюю Грецию из скандинавских преданий) явно творили с оглядкой не только на фильм-оригинал, но и на вторую серию «Пиратов Карибского моря». Царь Акрисиус, превратившийся в чудовищного Калибоса (Джейсон Флеминг), похож не столько на сатира (как в первоисточнике), сколько на гибрид толкиеновско-джексоновского орка с Эфиальтом из «300 спартанцев», а джинны, так же, как и Кракен, забредшие в эту историю из совсем других мифов, заставляют вспомнить и «песочный народ» с родной планеты Люка Скайуокера Татуин, и полуразложившуюся массовку всех трех «Мумий». Правда, все эти элементы были вполне сознательно выкрашены черной гуашью весьма актуальной сегодня тенденции по превращению комиксовых и сказочных сюжетов в мрачный гиньоль: монстры по-настоящему пугают (и не только своими размерами), кровь хлещет совершенно не по-мультипликационному, и даже сугубо положительный Пегас здесь не белый, как обычно принято, а самый что ни на есть вороной. И вообще, похоже, что в первую очередь Летеррье со товарищи вдохновлялись не кинематографом, а гораздо более вольными в плане цензуры компьютерными ристалищами (практически синхронно с «Битвой титанов» свет увидела третья серия запредельно лютой видеоигры по мотивам эллинских преданий «Бог войны», и это вряд ли случайно).

Но раздражения, которое обычно возникает при взаимодействии с подобного рода продукцией, нет и в помине, даже если согласиться с тем, что на экране происходит виртуальный бой, участвовать в котором ты сам не можешь по причине отсутствия вмонтированного в подлокотник кресла джойстика, то и стороннее наблюдение приносит те самые «неизъяснимы наслажденья», таящиеся во всем, «что гибелью грозит», тем более в формате современного 3D сеанса. Поражающих наповал трехмерных эффектов в фильме немного (с первого взгляда -- хоть с вооруженного, хоть не очень -- понимаешь, что «Битва» снималась в обычном формате и только в угоду конъюнктуре была спешно переформатирована «под очки»), но действие в любом случае вжимает в кресло похлеще, чем струя из пожарного брандспойта. И как ни крути, преувеличенно свирепые физиономии богов и героев, выясняющих отношения на полном серьезе, кажутся куда более симпатичными, чем те же самые персонажи, совсем недавно (в «Перси Джексоне и похитителе молний») расслабившиеся и без особого блеска переквалифицировавшиеся в стандартных героев тинейджерской комедии. Инфантилизма тут, конечно, не меньше, но если «Битва титанов» и предназначена для подростков любого возраста, то уж точно для тех, кто однозначно предпочтет любой интеллектуальной викторине или лотерее-аллегри старую добрую «Зарницу».

ПОДПИСЬ: Сыгравший Персея австралиец Сэм Уортингтон мог прославиться на весь мир еще четыре года назад, оказавшись в числе основных претендентов на роль Джеймса Бонда (доставшуюся в результате Дэниэлу Крейгу), но звездный час для него наступил в прошлом году, после выхода четвертого «Терминатора» (372 млн долл. всепланетных сборов), а потом и «Аватара» (2,7 млрд долл., самый кассовый фильм всех времен и народов). И, несмотря на более чем земной, если не сказать, простецкий имидж, все его герои имеют весьма необычное происхождение и испытывают проблемы с идентификацией. Истребитель киборгов Маркус Райт в самый неподходящий момент обнаруживает, что сам является терминатором последней модели; космодесантник Джейк Салли отказывается от своей земной оболочки в пользу синего и хвостатого аватара... Теперь и главный герой «Битвы титанов» (64 млн долл. за первые четыре дня только в США, лучший результат в истории для пасхального уикенда) отчаянно переживает из-за своего половинчатого происхождения. И хотя на очереди у Уортингтона далекие от фантастики проекты (романтическая драма «Последняя ночь» и триллер «Поля»), представить его играющим «обыкновенного» человека, да и человека вообще, довольно сложно, как некогда начинающего Шварценеггера.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.04.2010
«Битва титанов» на московских экранах
Всю свою сознательную древнегреческую жизнь Персей (Сэм Уортингтон) знал, что рыбак Спирос (Пит Постлетуэйт) -- вовсе не его настоящий отец, и на самом деле он рожден от верховного олимпийского громовержца... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.04.2010
Петрозаводский балет в конкурсе «Золотой маски»
Спектакль Кирилла Симонова, претендующий на национальную театральную премию в четырех номинациях («Лучший балет», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая мужская» и «Лучшая женская роль»), вступает не только в соревнование, но в прямую полемику со спектаклем Бориса Эйфмана, показанным несколькими днями раньше... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  09.04.2010
Владислав Ефимов
«Инновация»-2009 представила номинантов
Пятый Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» воспринимается очень зрелым и, как говорили в галантный век, «уконтентованным». Случайных выдвиженцев почти не наблюдается. А те, кто номинирован, действительно, что называется, делают погоду в российском contemporary art... >>
  • //  09.04.2010
Рихард Штраус. Жизнь героя. Эдгар Варез. Америки (Decca). Инго Метцмахер, недавно дебютировавший в Москве за пультом Российского национального оркестра (см. «Время новостей» от 14 декабря 2009 года), покидает пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра Берлина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама