N°36
04 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.03.2010
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Тихий юбилей звучного художника
130-летие великого Сарьяна отметили в Москве

Мартирос Сарьян -- один из лучших колористов XX века, художник, чье творчество прославило не только искусство его родной Армении, но и искусство России. Парадоксально, кстати, что пиит армянской природы родился на Дону, в городе Новая Нахичевань (ныне город вошел в состав Ростова-на-Дону), в патриархальной армянской семье. Братьев и сестер у художника было восемь. Учился Мартирос в Москве, в знаменитом своим либеральным духом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди наставников Сарьяна были Валентин Серов и Константин Коровин, оба прекрасные колористы, щедрые и виртуозные. Профессор МГУ Михаил Алленов говорит о «светлом оживлении» живописи Серова. Это светлое оживление озарило колорит и Мартироса Сарьяна. Его собственное цветовидение сформировалось в поездках на родину предков, в 1901--1905 годах. Художник смог гениально синтезировать два метода: современный фовистской поэтике предметный открытый цвет и колористические отношения, построенные на богатстве сложных тональных переходов, своеобразном цветовом водопаде. Сарьян стал своим и в символистской «Голубой розе», и среди мэтров парижской артбогемы, к жизни которой художник приобщился в 1926--1928 годы. И в советской стране за формализм художника не репрессировали. Его пригрезившаяся прекрасная Армения словно птица Сирин усыпила бдительность функционеров от искусства, не смогших отличить новаторский для анемичной академический традиции метод Сарьяна от вылинявшего пейзажного передвижничества других заслуженных мастеров соцреализма.

С 1930-х годов до самой кончины в возрасте 92 лет (в 1972 году) Сарьян живет в статусе великого, регулярно получает все причитающиеся первым из первых в СССР премии, ордена, звания. Любовь к нему у многих соотечественников была абсолютно искренней. Режиссер Анатолий Эйрамджан, родственник Сарьяна по линии жены Лусик Агаян, в своей книге «С миру по нитке» вспоминает, как Мартирос Саркисович/Сергеевич множество раз заступался перед властью предержащей за тех, кому нужна была его помощь. Авторитет Сарьяна был безграничен. Вот характерный эпизод. Друг Эйрамджана Беник Лалазаров получил направление работать на ненавистный ему химзавод в Ереване. Уйти оттуда по доброй воле (вопреки послеинститутскому распределению) было немыслимо. Эйрамджан привел своего друга Лалазарова в гости к Сарьяну. Сперва художник отнекивался, ссылаясь на то, что для руководства химзавода он явно не авторитет. Затем, уступив, написал письмо-просьбу: «Директору такого-то завода, такому-то, от народного художника Мартироса Сарьяна. Прошу освободить Лалазарова Бениамина от занимаемой работы по собственному желанию». Подпись: «Мартирос Сарьян». Заявление Лалазарова об увольнении было удовлетворено. А само письмо Сарьяна по просьбе директора было вставлено в рамку и повешено на стене начальственного кабинета.

Такая сопоставимая с Гагариным популярность художника возможна была в том обществе, которое вопреки творившимся мерзостям искренне романтизировало культуру человеческих отношений. Сегодня эта культура в прошлом. Прагматизм сегодняшнего дня не позволил руководству крупнейшего музея России -- Третьяковской галереи -- почтить 130-летний юбилей Мартироса Сарьяна монументальной, тщательно собранной, с привлечением многих коллекций, серьезной научной подготовкой и каталогом экспозицией. Вытащили из собственных запасников несколько десятков живописных и графических работ разных лет. Показывают в двух залах внутри постоянной экспозиции искусства XX века в здании на Крымском валу. Ни каталога, ни помпы, ни шума. Как говорится, и на том спасибо.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.03.2010
Поверить в это невозможно: не стало Юрия Степанова, одного из первых, лучших, любимейших артистов «Мастерской Петра Фоменко». Поймав попутку, он возвращался домой вечером после спектакля «Три сестры»... >>
  • //  04.03.2010
Кинофестиваль в Ханты-Мансийске ждет перемен
Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», который в восьмой раз прошел в Ханты-Мансийске и сегодня торжественно завершится, по традиции угодил в сезонную пересменку (от зимы к весне) и впервые -- в пересменку политическую... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  04.03.2010
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
130-летие великого Сарьяна отметили в Москве
Мартирос Сарьян -- один из лучших колористов XX века, художник, чье творчество прославило не только искусство его родной Армении, но и искусство России. Парадоксально, кстати, что пиит армянской природы родился на Дону, в городе Новая Нахичевань (ныне город вошел в состав Ростова-на-Дону), в патриархальной армянской семье... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  04.03.2010
Лэрри Эпплбаум посмотрел на джаз Восточной Европы со стороны
На «Выставке венгерского джаза» (Hungarian Jazz Showcase -- фестиваль с научно-практической конференцией, подобный тем, которые регулярно устраиваются в других странах) ни авангарда, ни, наоборот, ретроджаза не было и в помине... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  04.03.2010
Анита Амирезвани. Кровь цветов. Перевод с англ. Алана и Александры Кубатиевых. СПб.: Азбука, 2010. Роман иранки Аниты Амирезвани «Кровь цветов» был переведен на 26 языков и выдвинут на соискание престижной британской литературной премии Orange Prize... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама