N°206
11 ноября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  11.11.2010
Реноме подтверждено
Автомобильная компания Франции показывает шедевры своего собрания

С сегодняшнего дня в московском Новом Манеже можно увидеть произведения тех, кто создал историю изобразительного искусства второй половины XX столетия: Армана, Жана Дюбюффе, Жана Тэнгли (Тингли), Роберта Раушенберга, Эрро. Их опусов в российских собраниях кот наплакал. Потому не стоит упускать возможность увидеть воочию то, что, начиная с советских времен, воодушевляло к свершениям отечественных мастеров неофициального искусства. Причем воодушевляло чаще не личным знакомством с произведениями, а посредством листания, точнее, пожирания глазами картинок из ведущих мировых журналов по современному искусству.

Представьте себе, что работы столпов модернизма привезли не из Центра Помпиду или нью-йоркского Музея современного искусства, а из корпоративной коллекции автомобильной компании Renault. Тут важна сама история собрания. В России аналогов не наблюдается. У нас ведь кто собирает? Банки, олигархи, продвинутые чиновники. Так, чтобы крупнейшее производство интересовалось «совриском», -- да что вы. Скорее анафеме придадут. Потому в России собрания специфические. Нацеленные в основном или на конъюнктуру рынка, или на гипотетическую малую версию истории новейшего искусства (принцип «каждой твари по паре»). Потому коллекции, может, и неплохие, но чаще всего обезличенные, не соотносящиеся ни с образом коллекционера, ни с тем делом, которым он занимается.

Не то -- Рено. Тут реноме другое. Рассказывает хранитель коллекции Renault, куратор выставки Анн Индри: «В 1967 году производитель автомобилей начал свою меценатскую деятельность, но это было меценатство совершенно нового типа. Речь шла не о том, чтобы купить уже законченные произведения или оказать спонсорскую поддержку какому-то событию современной художественной культуры, но о том, чтобы предугадать рождение новых талантов в искусстве и помочь им развиться, оказывая разнообразную поддержку... предоставить им доступ на производство, в проектные бюро, в рабочее пространство заводов и, таким образом, дать творческий импульс, который вдохновил бы их на создание уникальных произведений». Компания покупала понравившиеся произведения в коллекцию. Остальные, созданные при спонсорском участии Renault, могли автором продаваться самостоятельно. И это не только щедрость мецената, но и тонкий имиджевый расчет: купленные в коллекцию Renault работы поднимают престиж автора. Его произведения узнают в галереях, в других принципиальных для артжизни институциях. Он становится известен и ценен (во всех смыслах). Хорошо и ему, и Renault, что участвовала в сложении его имиджа и владеет теперь уже дорогими (во всех смыслах) его опусами.

Впрочем, надо сделать оговорку, что не все мастера пришли в Renault безвестными. Тот же Раушенберг с пятидесятых -- лидер американского поп-арта и сотрудничал с Renault на правах приглашенной звезды. Программа поддержки Renault современного искусства под названием «Исследования, искусство и производство» длилась почти двадцать лет и завершилась в 1985 году (логично, что с финалом эры модернизма). Теперь в офисах и цехах заводов около пятисот произведений, способных вызвать зависть у многих амбициозных музеев.

Вторая главная тема: а что, собственно, создавали художники, путешествуя по цехам компании? Что изображали и воспевали? Да, верно. Поэтику и мифологию машины, пластическую выразительность чистой конструкции, энергию скорости, движения. Все эти составляющие определяют драматургию московской выставки. Стратегия беспроигрышная, ведь образ машины -- один из базовых в языке искусства модернизма. Можно вспомнить и футуристов, обожествлявших новые энергии мира (переформатировавшие привычные категории пространства и времени), и конструктивистов, и сюрреалистов. Вплоть до созданного в экстатическом переплетении сюрреалистических и поп-артистских идей фильма Джона Карпентера по роману Стивена Кинга «Кристина» (1983), в котором машина оживает в смысле самом буквальном и жутком.

Фактура автотемы более чем богата. Представленные на выставке художники транслируют многие смыслы предложенной темы. Классик французской и мировой фотографии Робер Дуано, начинавший карьеру в качестве штатного фотографа Renault (1934), создал серию чудесных по красоте снимков, в которых поэтизируется сам процесс создания (даже лучше в случае с ним -- творения) автомобиля. Мягкие светотени, воодушевленные лица, воспринимающиеся не хуже, чем композиции Лисицкого и Родченко, горы вентиляторных лопастей или плавильные печи. И далее прогулки на роскошных машинах с прекрасными дамами за город, по аллеям старинных парков. Да это же готовый фильм! И авто в нем одушевлен в самом добром смысле.

Впечатлили кинетические скульптуры Жана Тингли из автомобильных поршней и колесных механизмов, запаянные Арманом в плексиглас, выглядящие драгоценными слитками золота. И обыкновенные автомобильные провода, двигатели, скребки, а также скоростные вихри в поп-артистских коллажах Раушенберга. И вселенские горизонты собранных из автомобильных деталей живописных пейзажей Эрро. И, конечно, серия из восемнадцати картин и объектов начала 70-х «Бурлескный роман» Дюбюффе. Знаменитый мастер «арт брют» (брутальное искусство) специально для залов компании с помощью заимствованных им из производства материалов (полистирол, полиэфир, полиуретан, пластмасса, пластик) устроил неуемный театр формы, развивающийся подобно делению и синтезу биологических и техногенных клеток и обращенный к тайникам подсознания.

Выставка проходит в рамках Года Франции в России и России во Франции. Интересно, наступит ли время, когда в лучших залах Парижа будут принимать коллекцию «ВАЗ» или «Москвич»?
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.11.2010
В «Олимпийском» прошел последний в России концерт группы a-ha
Газета «Время новостей» просуществовала десять лет, и все эти десять лет группа a-ha достаточно регулярно выступала в Москве... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  11.11.2010
«Скайлайн» на московских экранах
Компания молодых окологолливудских профессионалов собирается на день рождения одного из них в кондоминиуме на девятнадцатом этаже лос-анджелесского небоскреба. На следующее утро они -- кто где свалился -- просыпаются чуть раньше, чем предполагалось, потому что за окном творится что-то странное... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  11.11.2010
Москвичи-кинематографисты выбирают делегатов внеочередного съезда
Сегодня в Доме кино должны собраться члены московского отделения Союза кинематографистов, чтобы выбрать делегатов на внеочередной, восьмой, съезд. Первая попытка это сделать состоялась 22 апреля, тогда кворум -- а по ныне действующему уставу это половина от 3610 членов союза -- собрать не удалось... >>
  • //  11.11.2010
Автомобильная компания Франции показывает шедевры своего собрания
С сегодняшнего дня в московском Новом Манеже можно увидеть произведения тех, кто создал историю изобразительного искусства второй половины XX столетия: Армана, Жана Дюбюффе, Жана Тэнгли (Тингли), Роберта Раушенберга, Эрро... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама