N°99
09 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.06.2009
Трудный возраст
Начался 20-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»

версия для печати
Открытие юбилейного «Кинотавра» прошло сдержанно, благородно и лаконично. Речей было мало, ведущих не было вовсе, несколько песен группы «Чайф» сопровождались монтажом фотохроники, оформление сцены (Игорь Гурович) смотрелось по-европейски стильно, а Марк Рудинштейн, получавший приз за вклад в историю кино, всех растрогал своими простыми словами. Вспомнив былое, Рудинштейн призвал собравшихся почтить память недавно ушедшего из жизни бывшего и единственного президента фестиваля Олега Янковского 30 секундами молчания, а потом фотографии любимого актера в его коронных ролях вызвали слезы у наиболее чувствительной части публики.

Фильмом открытия стало «Короткое замыкание», альманах, объединивший пятерых режиссеров нового поколения -- Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Алексея Германа-младшего и Кирилла Серебренникова. Продюсер Сабина Еремеева заслуживает всяческих похвал -- ее стараниями "новая волна" отечественного кинематографа обрекла свою «визитную карточку», ибо альманах как раз тот жанр, в котором режиссеры прежде всего демонстрируют фирменный стиль...

Уже по первым кадрам легко угадать автора, хотя его фамилия и название появляются только в конце эпизода. И понятно, что метод у каждого свой. Хлебников рассказывает историю персонажа «Свободного плавания», только на другом социальном уровне: герой (Александр Яценко) пытается стать журналистом, но не выдерживает рутины и ищет глобальный смысл. Вырыпаев, используя принцип ручной камеры, врученной героине, фиксирует взгляд иностранки (ее играет польская актриса Каролина Грушко) на российский менталитет... Буслов устраивает своеобразный театр кукол, который заменяет его герою (Иван Добронравов), глухонемому обувному мастеру, личную жизнь. И кровавой баней оглоушивает зрителя, уже рассиропившегося в ожидании незамысловатой лирики. Герман, верный сын своего отца, погружает нас в созерцание выразительных и жутких реалий провинциальной психушки, среди пациентов которой есть всякой твари по паре, и пугает безнадежностью известной метафоры. Наконец, провокатор Серебренников устраивает хеппенинг «Поцелуй креветки», в котором не поймешь чего больше: то ли ужаса перед жизнью, то ли веселой эксплуатации штампов.

В общем, на мой взгляд, как презентация поколения проект состоялся, поколение себя продемонстрировало, а вот что касается его творческой состоятельности, то это вопрос пока открытый. Мне кажется, что авторы, безусловно, очень одаренные, честно ищут вещество жизни и способ донести его через кино, однако в результате все в определенной степени занимаются имитацией, очень близкой к желаемому идеалу, но все же его не достигающей.

Впрочем, эффект здесь в том, что почти каждый зритель выбирает себе фаворита и оценки редко совпадают. Каждый из пятерых участников находит поклонников, в целом же альманах был принят очень тепло и настроил на восприятие нового кино. Которое выглядит довольно изощренным, но при том пессимистичным и мрачноватым.

В первый день показали самые неоднозначные фильмы конкурса -- «Кислород» Ивана Вырыпаева (экранизацию текста, когда-то представленного в Театре.doc) и «Европу-Азию» Ивана Дыховичного, абсурдистскую комедию по пьесе братьев Пресняковых. В фильмах этих немало экспериментов с формой, нет линейного сюжета, режиссеры вволю забавляются разными визуальными техниками. «Кислород», на мой взгляд, не обладает той энергией, что привлекала в спектакле. Он больше похож на видеоклип, однако для этого жанра слишком длинен. Фильм Дыховичного -- комедия, буффонада, аттракцион, социальный фарс. В нем много известных лиц -- от Ксении Собчак до Шнура, но фильм так старается развлечь и удивить, что быстро утомляет. Впрочем, автор считает, что у него «получилось смешно, обличительно», публике должно понравится, а вот «критики его не поймут» -- ну и не поняли.

Подготовленные фильмом открытия участники и гости фестиваля с затаенным страхом и любопытством ждут следующих картин «новой волны», в обилии представленных в конкурсе, уже понимая, что гладить публику по головке в этом году будут вряд ли.

Для отдыха, развлечения и ради появления знакомых медийных лиц, радующих жителей Сочи, на площади, как обычно, показывают премьеры текущего сезона. «Стиляги» Тодоровского собрали много благодарной публики, а вот «2-Асса-2» скорее озадачила. Впрочем, никто и не обещал, что современное кино -- это сплошной праздник. Если хочется просто отдохнуть, можно дождаться поздней ночи и посмотреть на большом экране старые советские комедии вроде «Верных друзей». Тут все гарантировано.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.06.2009
Начался 20-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»
Открытие юбилейного «Кинотавра» прошло сдержанно, благородно и лаконично. Речей было мало, ведущих не было вовсе, несколько песен группы «Чайф» сопровождались монтажом фотохроники, а Марк Рудинштейн, получавший приз за вклад в историю кино, всех растрогал своими простыми словами... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.06.2009
Российский павильон на Венецианской артбиеннале
Крупнейший смотр достижений художественного хозяйства мира -- Венецианская биеннале, как всегда, пленила и увлекла в круговерть сотен событий, восхитительных и не очень. Куратор Даниэль Бирнбаум для основных программ форума придумал тему Fare Mondi -- «Создавая миры»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.06.2009
Завтра открывается XI Международный конкурс артистов балета
В течение полутора недель на сцене Большого театра 120 танцовщиков из двух десятков стран будут выяснять, кто все-таки самый лучший. Конкурс ожидается не самый громкий (нет участников из Великобритании и Германии, почти нет из США), но весьма любопытный... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  09.06.2009
На фестивале оркестров выступили музыканты из Будапешта и Кельна
В Колонном зале Дома союзов продолжается IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Вслед за Национальным оркестром Капитолия Тулузы в основной части форума сыграли еще два европейских коллектива: Будапештский фестивальный оркестр и Кельнский оркестр Западногерманского радио... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.06.2009
Национальным бестселлером выбрали роман Андрея Геласимова «Степные боги»
Из шести членов Малого жюри премии «Национальный бестселлер» трое проголосовали за роман Андрея Геласимова «Степные боги». По одному голосу получили Сергей Носов («Тайная жизнь петербургских памятников»), Сергей Самсонов («Аномалия Камлаева») и Александр Снегирев («Нефтяная Венера»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама