|
|
N°99, 09 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудный возраст
Начался 20-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»
Открытие юбилейного «Кинотавра» прошло сдержанно, благородно и лаконично. Речей было мало, ведущих не было вовсе, несколько песен группы «Чайф» сопровождались монтажом фотохроники, оформление сцены (Игорь Гурович) смотрелось по-европейски стильно, а Марк Рудинштейн, получавший приз за вклад в историю кино, всех растрогал своими простыми словами. Вспомнив былое, Рудинштейн призвал собравшихся почтить память недавно ушедшего из жизни бывшего и единственного президента фестиваля Олега Янковского 30 секундами молчания, а потом фотографии любимого актера в его коронных ролях вызвали слезы у наиболее чувствительной части публики.
Фильмом открытия стало «Короткое замыкание», альманах, объединивший пятерых режиссеров нового поколения -- Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Алексея Германа-младшего и Кирилла Серебренникова. Продюсер Сабина Еремеева заслуживает всяческих похвал -- ее стараниями "новая волна" отечественного кинематографа обрекла свою «визитную карточку», ибо альманах как раз тот жанр, в котором режиссеры прежде всего демонстрируют фирменный стиль...
Уже по первым кадрам легко угадать автора, хотя его фамилия и название появляются только в конце эпизода. И понятно, что метод у каждого свой. Хлебников рассказывает историю персонажа «Свободного плавания», только на другом социальном уровне: герой (Александр Яценко) пытается стать журналистом, но не выдерживает рутины и ищет глобальный смысл. Вырыпаев, используя принцип ручной камеры, врученной героине, фиксирует взгляд иностранки (ее играет польская актриса Каролина Грушко) на российский менталитет... Буслов устраивает своеобразный театр кукол, который заменяет его герою (Иван Добронравов), глухонемому обувному мастеру, личную жизнь. И кровавой баней оглоушивает зрителя, уже рассиропившегося в ожидании незамысловатой лирики. Герман, верный сын своего отца, погружает нас в созерцание выразительных и жутких реалий провинциальной психушки, среди пациентов которой есть всякой твари по паре, и пугает безнадежностью известной метафоры. Наконец, провокатор Серебренников устраивает хеппенинг «Поцелуй креветки», в котором не поймешь чего больше: то ли ужаса перед жизнью, то ли веселой эксплуатации штампов.
В общем, на мой взгляд, как презентация поколения проект состоялся, поколение себя продемонстрировало, а вот что касается его творческой состоятельности, то это вопрос пока открытый. Мне кажется, что авторы, безусловно, очень одаренные, честно ищут вещество жизни и способ донести его через кино, однако в результате все в определенной степени занимаются имитацией, очень близкой к желаемому идеалу, но все же его не достигающей.
Впрочем, эффект здесь в том, что почти каждый зритель выбирает себе фаворита и оценки редко совпадают. Каждый из пятерых участников находит поклонников, в целом же альманах был принят очень тепло и настроил на восприятие нового кино. Которое выглядит довольно изощренным, но при том пессимистичным и мрачноватым.
В первый день показали самые неоднозначные фильмы конкурса -- «Кислород» Ивана Вырыпаева (экранизацию текста, когда-то представленного в Театре.doc) и «Европу-Азию» Ивана Дыховичного, абсурдистскую комедию по пьесе братьев Пресняковых. В фильмах этих немало экспериментов с формой, нет линейного сюжета, режиссеры вволю забавляются разными визуальными техниками. «Кислород», на мой взгляд, не обладает той энергией, что привлекала в спектакле. Он больше похож на видеоклип, однако для этого жанра слишком длинен. Фильм Дыховичного -- комедия, буффонада, аттракцион, социальный фарс. В нем много известных лиц -- от Ксении Собчак до Шнура, но фильм так старается развлечь и удивить, что быстро утомляет. Впрочем, автор считает, что у него «получилось смешно, обличительно», публике должно понравится, а вот «критики его не поймут» -- ну и не поняли.
Подготовленные фильмом открытия участники и гости фестиваля с затаенным страхом и любопытством ждут следующих картин «новой волны», в обилии представленных в конкурсе, уже понимая, что гладить публику по головке в этом году будут вряд ли.
Для отдыха, развлечения и ради появления знакомых медийных лиц, радующих жителей Сочи, на площади, как обычно, показывают премьеры текущего сезона. «Стиляги» Тодоровского собрали много благодарной публики, а вот «2-Асса-2» скорее озадачила. Впрочем, никто и не обещал, что современное кино -- это сплошной праздник. Если хочется просто отдохнуть, можно дождаться поздней ночи и посмотреть на большом экране старые советские комедии вроде «Верных друзей». Тут все гарантировано.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи