Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°99
09 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.06.2009
Дворжак против Шумана
На фестивале оркестров выступили музыканты из Будапешта и Кельна

версия для печати
В Колонном зале Дома союзов продолжается IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Вслед за Национальным оркестром Капитолия Тулузы в основной части форума сыграли еще два европейских коллектива: Будапештский фестивальный оркестр и Кельнский оркестр Западногерманского радио. Оба в последнее десятилетие выступали в Москве, однако фестиваль дал публике возможность их сравнить и узнать немало нового.

Полгода назад журнал «Граммофон» опубликовал рейтинг 20 лучших симфонических коллективов. Из них на фестивале прежде выступал лишь один -- заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова. Зато на нынешнем форуме целых два оркестра из 20: Российский национальный (РНО) и Будапештский фестивальный (БФО). Почти ровесники: РНО -- чуть меньше 20, БФО -- чуть больше четверти века. Кто бы мог подумать, что коллективы, созданные в результате частной инициативы, переживут распад социалистического лагеря, уверенно войдут в XXI век и станут оркестрами международного класса?

Вероятно, в это верили их основатели -- Михаил Плетнев и Иван Фишер, со временем добившийся для своего детища государственной поддержки. В первые годы БФО играл три-четыре концерта в сезон, теперь до десяти в месяц, однако энтузиазм артистов остается прежним. Будапештский фестивальный -- коллектив высшего класса, сопоставимый с лучшими знакомыми нам европейскими оркестрами. Как выяснилось, есть что добавить к их культуре исполнения: это неподдельное, заразительное удовольствие, которое оркестранты получают от игры и которого иной раз не чувствуешь у их более именитых коллег.

Восхищения заслуживают отношения артистов БФО и их бессменного руководителя: известно немало оркестров, создававшихся на самых что ни на есть демократических началах и постепенно приходивших к единоличной диктатуре главного. Если такое вообще возможно, то в БФО главный дирижер -- первый среди равных, такой же участник великолепного ансамбля, как и все остальные. Невиданное дело -- в перерывах между сочинениями Фишер не уходит за кулисы, как делают все маэстро на свете, а остается на сцене, заботливо следя за перестановкой пультов и инструментов.

Мало кому из дирижеров высшей лиги удается сохранить подобную демократичность. И мало какому коллективу удается в рамках одной программы показать себя настолько с разных сторон. «Американская сюита» Дворжака, «Танцы из Галанты» Кодая, «Румынские народные танцы» Бартока -- виртуозные сочинения, которые легко испортить, однако в случае БФО этого опасаться не приходилось. Оркестр музыку любит и знает назубок, оставалось лишь наслаждаться. Другое дело, Седьмая симфония Дворжака -- играют ее нечасто, она не на слуху, и оркестр сделал все, чтобы доказать: это шедевр. Здесь не много запоминающихся мелодий, однако по форме симфония предстала близкой к абсолютному совершенству. Оркестр, чаровавший изяществом и легкостью в танцах Кодая и Бартока, теперь поразил мощью и властностью. Несомненно, один из лучших концертов за всю историю фестиваля.

Кельнский симфонический оркестр Западногерманского радио, игравший через день после венгров, не вошел в топ-20, но это превосходный коллектив с большой историей (существует с 1947 года), безупречной репутацией, огромным репертуаром (в силу своей специфики играет много современной музыки) и отменным исполнительским качеством. Но в Москве ему все же не удалось произвести на публику столь сильного впечатления, как будапештские коллеги. Оркестр, который с 1997 года возглавляет выпускник Ленинградской консерватории Семен Бычков, привез лаконичную и показательную «немецкую» программу -- Вторую симфонию Шумана (эту раритетную для московских сцен музыку чуть больше месяца назад играл Баварский симфонический оркестр с Марисом Янсонсом) и странную визионерскую «Альпийскую» симфонию Рихарда Штрауса. С которой и попал в акустическую ловушку Колонного зала (что зал не прощает малейшего нажима, давно известно). Грандиозная, многосоставная партитура -- виртуозная по форме и головокружительно изобретательная в частностях -- звучала масштабно, но несколько грубо, тутти были крикливы, хотя в отдельных репликах то меди, то струнных им удавалось звучать красиво. Казалось, музыка просто не влезла в зал. А в том, что влезло, потерялась перспектива.

Вторая симфония Шумана звучала более благополучно. Пожалуй, просто хорошо. Бычков сделал ее мягкой, нежной, взволнованной, трепетной и даже пышной. Интерпретация вышла куда более воодушевленной внешне, нежели недавно предложенная Янсонсом. Открытость и пылкость музыку совсем не портили -- оркестр был виртуозен, качество звука, его разнообразие и сбалансированность доставляли удовольствие и сами по себе, и в целой форме, певучей и текучей. Нарядный Шуман не смог превзойти будапештскую программу, но запомнился.

Дальше заключительная, российская часть программы, куда вошли гастроли Омского симфонического оркестра (сегодня) и большой финал: скрябинская программа Российского национального оркестра со светомузыкой (12 июня).
Юлия БЕДЕРОВА, Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.06.2009
Начался 20-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»
Открытие юбилейного «Кинотавра» прошло сдержанно, благородно и лаконично. Речей было мало, ведущих не было вовсе, несколько песен группы «Чайф» сопровождались монтажом фотохроники, а Марк Рудинштейн, получавший приз за вклад в историю кино, всех растрогал своими простыми словами... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.06.2009
Российский павильон на Венецианской артбиеннале
Крупнейший смотр достижений художественного хозяйства мира -- Венецианская биеннале, как всегда, пленила и увлекла в круговерть сотен событий, восхитительных и не очень. Куратор Даниэль Бирнбаум для основных программ форума придумал тему Fare Mondi -- «Создавая миры»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.06.2009
Завтра открывается XI Международный конкурс артистов балета
В течение полутора недель на сцене Большого театра 120 танцовщиков из двух десятков стран будут выяснять, кто все-таки самый лучший. Конкурс ожидается не самый громкий (нет участников из Великобритании и Германии, почти нет из США), но весьма любопытный... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  09.06.2009
На фестивале оркестров выступили музыканты из Будапешта и Кельна
В Колонном зале Дома союзов продолжается IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Вслед за Национальным оркестром Капитолия Тулузы в основной части форума сыграли еще два европейских коллектива: Будапештский фестивальный оркестр и Кельнский оркестр Западногерманского радио... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.06.2009
Национальным бестселлером выбрали роман Андрея Геласимова «Степные боги»
Из шести членов Малого жюри премии «Национальный бестселлер» трое проголосовали за роман Андрея Геласимова «Степные боги». По одному голосу получили Сергей Носов («Тайная жизнь петербургских памятников»), Сергей Самсонов («Аномалия Камлаева») и Александр Снегирев («Нефтяная Венера»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама