N°98
08 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.06.2009
Памяти Бориса Покровского
версия для печати
Сегодня с 11.00 утра в Камерном музыкальном театре прощание с режиссером Борисом Александровичем Покровским, затем похороны на Новодевичьем кладбище.

Человек, которого называют патриархом отечественной оперной режиссуры и которому приписывают достоинства то новатора, то консерватора, прожил длинную и богатую на события и творчество жизнь. Он умер на 98-м году. Многие из его близких друзей и единомышленников уже ушли из жизни. Кажется, сама его эпоха уже ушла, но открытия Покровского остаются принципиальными, в том числе для тех, кто от них отталкивается.

Он не принимал современные тенденции в оперной режиссуре и прямо об этом говорил, он был убежден, что, живя в стране Мусоргского и Римского-Корсакова, мы должны продолжать в искусстве то, что они определили. Но его собственными источниками были не только классики, но учителя и современники. Биография Покровского вся соткана из легендарных имен и событий. Он учился музыке у Елены Фабиановны Гнесиной и ее сестер. Он занимался режиссурой у Юрия Завадского и студентом ходил на занятия Станиславского. А изучая принципы Мейерхольда, обнаружил между Станиславским и Мейерхольдом родство вместо противоречия. Он был первым постановщиком опер Прокофьева и Шостаковича. Он ставил в Большом театре легендарную оперу Мурадели «Великая дружба» и лишь чудом не пострадал. Рассказывают, что когда Сталин узнал о том, что режиссер Большого театра беспартийный, то решил: «Ну и правильно, пусть укрепляет дружбу между беспартийными и коммунистами».

Оперная драматургия по Покровскому -- это мистика и тайна, которую режиссер обязан постичь и сделать зримой, впрочем, не в его силах все до конца разгадать и разложить по полочкам. Соединяя «оперную условность» и «принципы психологического театра Станиславского», переводя в действие «психологическую драму, написанную звуками музыки», Покровский вплотную занимался тайной, заложенной в музыкальном театре, но словно снимал перед ней шляпу, делая зримой не столько разгадку, сколько ее невозможность.

И этот момент остается настолько существенным и сегодня, что не дается в руки ни ученикам, ни противникам. Многое прочее освоено, продолжено, переработано. И открытый на оперной сцене актер -- удивительное, немощное и всемогущее существо, «не похожее на актера Художественного театра в пору его расцвета». И принципы создания массовых сцен, подобных «вольно растущему лесу».

Спектакли Покровского -- это главные страницы оперного искусства второй половины ХХ века. И это не только «Война и мир» (1947), «Семен Котко» (1970), «Мертвые души» (1977), «Орлеанская дева» (1990), но также и «Ростовское действо» (1992), и спектакль «Давайте создадим оперу», который остается не только лучшим музыкальным представлением для детей, но и одним из самых ярких примеров особого театрального жанра, ставшего для Покровского знаковым.

Сорок постановок в Большом театре, почти в два раза больше в собственном Камерном музыкальном театре, созданном в 1972 году, всего 170 работ, очень разных по своему значению, по степени зрительского успеха, даже по театральному языку, -- Покровский не топтался на одном месте, не эксплуатировал однажды найденных принципов. Он жил творчеством, он посвящал себя загадке оперного театра и верил, что если бы на три дня отменить вообще все, кроме оперы, это изменило бы мир. И хотя такого эксперимента ему не дано было осуществить, мир тем не менее менялся не без участия его искусства.
Юлия БЕДЕРОВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.06.2009
Состоялась официальная премьера «Анны Карениной»
«Анну Каренину» Сергей Соловьев снимал десять лет... Так он говорит. Понятно, что это важное произведение, но интересно, чем именно оно важно. Замысла с соединением в диптих с «Ассой 2» поначалу не существовало: роль Анны должна была играть Ирина Метлицкая, а она к «Ассе» никакого отношения не имеет... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  08.06.2009
Открывается международный фестиваль анимации в Аннеси
Сегодня во французском городе Аннеси открывается самый большой и престижный фестиваль анимации... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  08.06.2009
Лев Додин восстановил спектакль «Повелитель мух»
Восстановив старый спектакль по роману Голдинга, Лев Додин совершил необычный шаг. Прежде он со своими работами либо вовсе не расставался, либо снимал их из репертуара навсегда. Чтобы постановку вернуть, нужны были веские причины... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.06.2009
Сегодня с 11.00 утра в Камерном музыкальном театре прощание с режиссером Борисом Александровичем Покровским, затем похороны на Новодевичьем кладбище... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама