N°98 08 июня 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
И в кольцах узкая рука... Состоялась официальная премьера «Анны Карениной»
«Анну Каренину» Сергей Соловьев снимал десять лет... Так он говорит. Понятно, что это важное произведение, но интересно, чем именно оно важно. Замысла с соединением в диптих с «Ассой 2» поначалу не существовало: роль Анны должна была играть Ирина Метлицкая, а она к «Ассе» никакого отношения не имеет. Потом, когда стало ясно, что сниматься будет Татьяна Друбич, видимо, что-то изменилось... В общем интересно, зачем Соловьеву Каренина? Что он в ней увидел такого, чтобы в течение десяти лет лезть на рожон нашего кинопроизводства и снимать сложное костюмное кино?
Ясно, как мне кажется, что сюжет, история, рассказанная в романе Толстого, Соловьева не слишком волнует... Он вообще не любит внятных историй, в его лучших фильмах есть что угодно -- настроение, интонация, образ, атмосфера, но никакой связности повествования. Сам он о своем замысле говорит немного. То скажет, что не хотел ничего комментировать и осовременивать, а просто следовал за Толстым. То признается, что снимал не про измену, а про любовь, про ее трагизм, разрушивший жизнь благополучной женщины. Соловьев говорит хорошо, убедительно, умно, но все-таки по существу ничего не объясняет. Фильм начинается сценой со Стивой Облонским (Александр Абдулов): крупный план, герой проснулся с похмелья, рот его закрыт, но мы слышим внутренний монолог, потом голос Сергея Гармаша за кадром объясняет, что именно произошло. Появляется титр с известной фразой про счастливые и несчастливые семьи. Приемов так много и они настолько очевидно не из арсенала современного кино, что начинаешь ждать сознательной с ними игры. Ничего подобного, перемежаясь заставками, сменяют друг друга короткие сцены хрестоматийного сюжета. При этом сохраняется пренебрежение реальным временем, свойственное старому кино, когда герой начинает говорить фразу в одних обстоятельствах (например, сидя за завтраком), а заканчивает ее в совершено другой декорации (с намыленными для бритья щеками), так, будто все действия, что произошли между этими двумя моментами, просто испарились. В общем, долго и, сразу признаюсь, напрасно ждешь от фильма какого-то особого формального решения. Потом понимаешь, что надо просто перелистывать страницы «визуализированного», по словам Соловьева, романа. Вот появляется Анна -- она прекрасна, молода, поэтична. Вот и Вронский (Ярослав Бойко) -- упитанный, гладкий и неинтересный. Вот Левин -- Сергей Гармаш с бородой и нарочито «чистым» взглядом, с чуть медвежьей грацией и портретным сходством с молодым Толстым. И наконец -- Каренин. Эта роль недавно ушедшего из жизни Олега Янковского наверняка теперь будет признана одной из лучших -- и в фильме, и в творчестве актера. На мой взгляд, ему единственному из всех участников удалось пронести через фильм последовательность переживания, создать характер и дать объяснение поведению своего героя. В нем мало от государственного мужа, убрана вся религиозная составляющая его поведения, нет его верной советчицы и поклонницы графини Лидии, нет даже любви к порядку, к приличию... Зато он влюблен. И пока наслаждается женой, сыном -- покоен, игрив, кокетлив даже. Когда замечает первые признаки измены -- встревожен. Убедившись в измене -- уязвлен, чувствует себя оскорбленным и одновременно беспомощным... Он легко плачет. У него нет никаких шансов. Он пытается использовать любые средства, чтобы удержать жену -- такую нежную, такую красивую... Несмотря на слезы, на явное отчаяние, он вызывает уважение тем, что пытается сохранять достоинство. В общем -- порядочный и честный человек, нежный и любящий муж, хороший отец, и совершенно не понятно, чего еще этой Анне надо. Ну да, такое бывает -- любовь нечаянно нагрянет... Роль Каренина и действительно была бы очень удачной, если бы в фильме она занимала полноценное и связанное со всем происходящим место... Но проблема в том, что играет Янковский сам с собой, без партнеров. И дело не в том, что Татьяна Друбич не великая актриса -- она в определенном смысле и вообще не актриса, но не в этом суть. Друбич замечательна в статике, она одарена невероятно выразительной внешностью, которая и без всяких дополнительных усилий с ее стороны способна погрузить зрителя в мир несказанных страстей. Это женщина-загадка, в ее молчаливой таинственности можно почувствовать бездну, если бы она оставалась незнакомкой: всегда без спутников, одна, дыша мехами и туманами... Но в роли Анны ей приходится быть не только манящей целью, но и действующим лицом. А эмоции, тем более открытые и демонстративные, даются Друбич существенно хуже и даже искажают ее прекрасное лицо. Но главное, Анна -- хорошенькая и добродетельная замужняя женщина в начале фильма и сходящая с ума истеричка в его продолжении не объединены в один характер. В сущности, роль Анны не придумана, она распадается на множество коротеньких отрезков, из которых одни удачны, другие -- нет, но единого образа не рождается. Нет в фильме героини Анны Карениной, есть лишь функция и очень красивая модель, ее обозначающая. Но примерно то же самое -- за исключением обворожительной внешности и манкости -- можно сказать и про остальных персонажей. Тех же Левина, Стиву, Вронского -- они слегка обозначены, как персонажи в живых картинах, мифологии которых достаточно, чтобы сделать выводы про то, какое именно место они занимают в общем раскладе и какую функцию обязаны собой обозначить. Любви -- страстной, плотской, чувственной, зримой -- в фильме нет совсем. Есть нежность Каренина и намек на похотливость Стивы. Отношения Вронского и Анны ничем, кроме внезапной вспышки садомазохизма, объяснить невозможно. Картины же предлагаются действительно красивые -- и костюмы, и декорации, и детали интерьеров, среди которых много подлинников, все это, правда, очень эстетично, художественно и приятно глазу. Однако сцен этих много, они монотонны, скоро становится скучно. Фильм лишен динамики, зато в нем полно истерик, раздражительности и суеты. Лишив прозу Толстого свойственной ей многомерности и психологической плотности, Соловьев сочиняет своего рода экспрессионистическую драму, в которой много треску и мало чувства. Эмоциональная холодность декадентства соединяется в фильме с неожиданной нравоучительностью рассказов для детей, в которых события лишь иллюстрируют мораль. Измена супружескому долгу не приносит счастья. Преступление само по себе становится наказанием. Вот только остается непонятно, что именно привлекало в этой вполне заурядной истории столько поколений читателей. И почему Анну Каренину считают одним из самых ярких и загадочных женских образов русской литературы. Попытки обрядить русскую классическую прозу XIX века с ее реализмом и психологическими мотивировками в эфемерную и эффектную одежду декаданса предпринимаются не впервые. Другое дело, что модерн -- при иссякающей силе чувств -- обладал еще довольно прихотливым и сложным содержанием, был, скажем так, интеллектуально замысловат. Современные же его интерпретации, как правило, сохраняя внешнюю причудливость, упрощают содержание до примитивных и одномерных поступков. Мыльная опера, упакованная в изысканные декорации, -- это, конечно, симптом времени, изо всех сил стремящегося к постоянному упрощению всех отношений. И бутафорская рука, лежащая на носилках рядом с изуродованным телом Анны в финале, -- привет от постмодернизма -- кажется, чуть ли не единственной по-настоящему современной находкой Соловьева. За этой неожиданной подробностью чувствуется лукавая усмешка режиссера, когда-то снявшего просто «Ассу» и угадавшего дух времени... |
Состоялась официальная премьера «Анны Карениной» «Анну Каренину» Сергей Соловьев снимал десять лет... Так он говорит. Понятно, что это важное произведение, но интересно, чем именно оно важно. Замысла с соединением в диптих с «Ассой 2» поначалу не существовало: роль Анны должна была играть Ирина Метлицкая, а она к «Ассе» никакого отношения не имеет... >>
Открывается международный фестиваль анимации в Аннеси Сегодня во французском городе Аннеси открывается самый большой и престижный фестиваль анимации... >>
Лев Додин восстановил спектакль «Повелитель мух» Восстановив старый спектакль по роману Голдинга, Лев Додин совершил необычный шаг. Прежде он со своими работами либо вовсе не расставался, либо снимал их из репертуара навсегда. Чтобы постановку вернуть, нужны были веские причины... >>
Сегодня с 11.00 утра в Камерном музыкальном театре прощание с режиссером Борисом Александровичем Покровским, затем похороны на Новодевичьем кладбище... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|