N°66 17 апреля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Косметическая борьба с кризисом Возможен ли "эффект губной помады" в российской экономике
В конце 2008 года британская инвестиционная компания RAB Capital заявила, что на розничном рынке Великобритании наблюдается так называемый "эффект губной помады". Еще во времена Великой депрессии 1930-х годов в США спрос на косметические товары рос в условиях тогдашнего финансового кризиса. Объяснение было на поверхности -- уволенные, особенно женщины, пытались лучше выглядеть, несмотря на тяжелое психологическое состояние. О том, возможен ли "эффект губной помады" в нынешней российской экономике, что ждет наш рынок косметики и парфюмерии в условиях кризиса, корреспондент «Времени новостей» Максим ГЛАДКИЙ расспросил независимого эксперта парфюмерно-косметического рынка Анну ЛЫЧЕВУ.
-- Можно ли говорить, что косметика, как и хлеб, нужна человеку в любой ситуации? -- Амбициозный человек всегда считает, что он должен выглядеть хорошо, несмотря на свалившиеся на него проблемы. А потому будет последние деньги тратить на поддержание принятого в его сегменте внешнего вида. Косметика тут как раз подходит. -- Наблюдается ли сейчас «эффект губной помады» на российском рынке? -- Пока говорить о явном эффекте не приходится, возможно, летом мы увидим его более явно. -- Как изменилась структура российского рынка парфюмерии и косметики из-за кризиса? -- В конце декабря исследовательская компания Nielsen провела опрос покупателей. 16% опрошенных сообщили, что стали меньше покупать кремов для лица, а 5% сейчас вообще не покупают их. Из тех, кто стал покупать меньше или отказался от покупки, 43% сообщили, что такое решение вызвано желанием экономить. 6% участников исследования сообщили, что стали покупать меньше шампуней. Тем не менее общий итог таков: пока значительного оттока потребителей в эконом-сегменте рынка не произошло. Однако если кризис будет углубляться, возможно дальнейшее переключение потребителей на более дешевые марки. Пока 68% покупателей, по нашим данным, никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько три месяца назад. Более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы. Лишь 12% тех, кто по-прежнему продолжает покупать кремы для лица, сообщили, что вынуждены были переключиться на более дешевые марки. При этом, что интересно, 16% ответили, что стали покупать более дорогие марки. -- Из-за кризиса компании во многих отраслях сокращают свои бюджеты на рекламу. Но все-таки чтобы распространять косметику, без рекламы, наверное, не обойтись? -- Есть небольшое сокращение рекламы в глянцевой прессе, а именно в женских журналах. Однако можно наблюдать, что российские производители косметики активизировались в области ТВ-рекламы на федеральных каналах, тот же концерн "Калина" например. Каждый случай надо рассматривать индивидуально, так как многие компании считают период кризиса не только временем потерь, но и временем новых возможностей. -- С какими проблемами сталкиваются универмаги, аптеки и другие магазины, которые продают импортную косметику, из-за девальвации рубля? -- Каждая розничная сеть решает этот вопрос в зависимости от своей маркетинговой стратегии, складских запасов и отношений с поставщиками. Сложный вопрос, мне кажется, что еще не все нашли на него ответ. Некоторые розничные сети сталкиваются сейчас больше с другой проблемой -- они революционно развивались (географическая экспансия, увеличение точек продаж) за счет кредитов, а теперь не могут вовремя отдать кредиты, а также заполнить полки любым, не обязательно импортным товаром из-за отсутствия серьезных оборотных средств. Докризисная схема "кредит-товар-магазин" не работает. К тому же наличие переполненных полок на складах тоже нерадостная картина, ведь торговые сети вынуждены платить и за непроданный товар. -- В последнее время в России, как и на Западе, активно рос рынок антивозрастной косметики... -- Психологи уверяют, что из-за роста напряженности в обществе, массовых увольнений и последующих отрицательных эмоций у человека возникает стрессовое состояние, которое ведет к повышенной скорости старения кожи и соответственно спросу на определенные косметические товары. В последние годы рынок антивозрастной косметики в России рос достаточно уверенно, на 5--6% в год. Что особенно актуально в связи со старением населения в стране, у нас наконец стали появляться линии для очень зрелой кожи -- для людей старше 60. Кроме того, следуя девизу, что лучше предупредить болезнь, чем бороться с ней, появляются профилактические линии для молодой кожи. Что касается роста напряженности в обществе, то тут мы более склонны согласиться с теми же британскими экспертами, предсказывающими "эффект губной помады". Скорее всего будут расти именно покупки косметики для украшения. Эффект антивозрастной косметики слишком пролонгирован и не так заметен, в то время как покупка декоративной косметики чаще всего импульсивна и востребована покупательницами именно в качестве оперативного «повышателя настроения». -- Как вообще менялся рынок косметики в России с 90-х годов до наших дней? -- С начала 1990-х годов российский парфюмерно-косметический рынок демонстрировал один из самых высоких темпов роста в Европе и мире. К середине 2000-х темпы снизились до 10--15% в год, однако такой рост стабильно сохранялся. В итоге, по данным за 2008 год, объем парфюмерно-косметического рынка России достиг рекордной суммы 9,3 млрд евро. В 2008 году оборот декоративной косметики составил 1,6 млрд евро. Средства по уходу за волосами -- 1,5 млрд евро, по уходу за кожей -- 1,4 млрд евро, сюда включается и антивозрастная косметика. -- Каково соотношение доли отечественных и импортных косметических товаров на рынке? -- Если говорить о физическом соотношении, то оно в целом по рынку составляет примерно 40 на 60, то есть 40% отечественных товаров и порядка 60% -- импорт. Если же говорить о денежном выражении, то эксперты оценивают объем импортной косметики в 70--80%. -- Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок косметики в России дальше? -- Дальнейшее развитие рынка, разумеется, будет зависеть от спроса. В настоящий момент большинство экспертов полагает, что сильнее всего пострадает люксовый сегмент, на массмаркете кризис скажется не в такой степени. Будет расти предложение товаров "два или три в одном", большие, экономичные упаковки также будут набирать популярность. Если вспоминать экономический кризис 1998 года в России, тогда парфюмерно-косметический рынок восстановился достаточно быстро и начал дальше активно расти. В России исторически определенная группа потребителей не привыкла экономить на товарах красоты и воспринимает их в том числе как своеобразные антидепрессанты. А в ситуации кризиса это один из простых способов повысить себе настроение. Кроме всего прочего косметика и парфюмерия -- те товары, которые активно покупаются в качестве подарка. Неудивительно, что пик продаж 70% парфюмерно-косметических товаров приходится на период с декабря до конца марта. И пока за последние три месяца индикаторов заметного спада на российском рынке парфюмерии и косметики нет. |
В Чечне закончилась контртеррористическая операция Председатель Национального антитеррористического комитета (НАК) РФ, директор ФСБ Александр Бортников прервал длившуюся больше двух недель фазу неопределенности относительно правового режима в Чечне (см. "Время новостей" от 16 апреля)... >>
Единороссы недовольны отказом парламентской оппозиции разделить ответственность за антикризисный план правительства Неожиданно высоко оценил вчера возможности парламентской оппозиции спикер Госдумы, один из лидеров "Единой России" Борис Грызлов, раскритиковавший коллег по нижней палате из других фракций за отказ поддержать антикризисный план правительства... >>
Министерство обороны реформирует армейскую торговлю До 1 мая нынешнего года будет создано ОАО «Военторг» в соответствии с указом президента России от 15 сентября 2008 года «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»... >>
Впервые за два года глава Федеральной налоговой службы выступил публично В среду средства массовой информации в первый раз транслировали первое публичное выступление руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мокрецова. Глава ФНС появился на конференции, проходящей в рамках Недели российского бизнеса... >>
Глава РСПП сетует на несогласованность позиции властей по отношению к бизнесу В период кризиса бизнес смущает «несогласованность» властей по отношению к предпринимательскому сообществу... >>
Возможен ли "эффект губной помады" в российской экономике В конце 2008 года британская инвестиционная компания RAB Capital заявила, что на розничном рынке Великобритании наблюдается так называемый "эффект губной помады". Еще во времена Великой депрессии 1930-х годов в США спрос на косметические товары рос в условиях тогдашнего финансового кризиса... >>
Уменьшение числа подписей на выборах не увеличивает шансы непарламентских партий В среду Госдума в первом чтении приняла внесенный президентом Дмитрием Медведевым законопроект, который призван упростить процедуру регистрации списков кандидатов в депутаты на федеральных парламентских выборах... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|