Время новостей
     N°66, 17 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2009
Косметическая борьба с кризисом
Возможен ли "эффект губной помады" в российской экономике
В конце 2008 года британская инвестиционная компания RAB Capital заявила, что на розничном рынке Великобритании наблюдается так называемый "эффект губной помады". Еще во времена Великой депрессии 1930-х годов в США спрос на косметические товары рос в условиях тогдашнего финансового кризиса. Объяснение было на поверхности -- уволенные, особенно женщины, пытались лучше выглядеть, несмотря на тяжелое психологическое состояние. О том, возможен ли "эффект губной помады" в нынешней российской экономике, что ждет наш рынок косметики и парфюмерии в условиях кризиса, корреспондент «Времени новостей» Максим ГЛАДКИЙ расспросил независимого эксперта парфюмерно-косметического рынка Анну ЛЫЧЕВУ.

-- Можно ли говорить, что косметика, как и хлеб, нужна человеку в любой ситуации?

-- Амбициозный человек всегда считает, что он должен выглядеть хорошо, несмотря на свалившиеся на него проблемы. А потому будет последние деньги тратить на поддержание принятого в его сегменте внешнего вида. Косметика тут как раз подходит.

-- Наблюдается ли сейчас «эффект губной помады» на российском рынке?

-- Пока говорить о явном эффекте не приходится, возможно, летом мы увидим его более явно.

-- Как изменилась структура российского рынка парфюмерии и косметики из-за кризиса?

-- В конце декабря исследовательская компания Nielsen провела опрос покупателей. 16% опрошенных сообщили, что стали меньше покупать кремов для лица, а 5% сейчас вообще не покупают их. Из тех, кто стал покупать меньше или отказался от покупки, 43% сообщили, что такое решение вызвано желанием экономить. 6% участников исследования сообщили, что стали покупать меньше шампуней. Тем не менее общий итог таков: пока значительного оттока потребителей в эконом-сегменте рынка не произошло. Однако если кризис будет углубляться, возможно дальнейшее переключение потребителей на более дешевые марки.

Пока 68% покупателей, по нашим данным, никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько три месяца назад. Более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы. Лишь 12% тех, кто по-прежнему продолжает покупать кремы для лица, сообщили, что вынуждены были переключиться на более дешевые марки. При этом, что интересно, 16% ответили, что стали покупать более дорогие марки.

-- Из-за кризиса компании во многих отраслях сокращают свои бюджеты на рекламу. Но все-таки чтобы распространять косметику, без рекламы, наверное, не обойтись?

-- Есть небольшое сокращение рекламы в глянцевой прессе, а именно в женских журналах. Однако можно наблюдать, что российские производители косметики активизировались в области ТВ-рекламы на федеральных каналах, тот же концерн "Калина" например. Каждый случай надо рассматривать индивидуально, так как многие компании считают период кризиса не только временем потерь, но и временем новых возможностей.

-- С какими проблемами сталкиваются универмаги, аптеки и другие магазины, которые продают импортную косметику, из-за девальвации рубля?

-- Каждая розничная сеть решает этот вопрос в зависимости от своей маркетинговой стратегии, складских запасов и отношений с поставщиками. Сложный вопрос, мне кажется, что еще не все нашли на него ответ. Некоторые розничные сети сталкиваются сейчас больше с другой проблемой -- они революционно развивались (географическая экспансия, увеличение точек продаж) за счет кредитов, а теперь не могут вовремя отдать кредиты, а также заполнить полки любым, не обязательно импортным товаром из-за отсутствия серьезных оборотных средств. Докризисная схема "кредит-товар-магазин" не работает. К тому же наличие переполненных полок на складах тоже нерадостная картина, ведь торговые сети вынуждены платить и за непроданный товар.

-- В последнее время в России, как и на Западе, активно рос рынок антивозрастной косметики...

-- Психологи уверяют, что из-за роста напряженности в обществе, массовых увольнений и последующих отрицательных эмоций у человека возникает стрессовое состояние, которое ведет к повышенной скорости старения кожи и соответственно спросу на определенные косметические товары. В последние годы рынок антивозрастной косметики в России рос достаточно уверенно, на 5--6% в год. Что особенно актуально в связи со старением населения в стране, у нас наконец стали появляться линии для очень зрелой кожи -- для людей старше 60. Кроме того, следуя девизу, что лучше предупредить болезнь, чем бороться с ней, появляются профилактические линии для молодой кожи. Что касается роста напряженности в обществе, то тут мы более склонны согласиться с теми же британскими экспертами, предсказывающими "эффект губной помады". Скорее всего будут расти именно покупки косметики для украшения. Эффект антивозрастной косметики слишком пролонгирован и не так заметен, в то время как покупка декоративной косметики чаще всего импульсивна и востребована покупательницами именно в качестве оперативного «повышателя настроения».

-- Как вообще менялся рынок косметики в России с 90-х годов до наших дней?

-- С начала 1990-х годов российский парфюмерно-косметический рынок демонстрировал один из самых высоких темпов роста в Европе и мире. К середине 2000-х темпы снизились до 10--15% в год, однако такой рост стабильно сохранялся. В итоге, по данным за 2008 год, объем парфюмерно-косметического рынка России достиг рекордной суммы 9,3 млрд евро. В 2008 году оборот декоративной косметики составил 1,6 млрд евро. Средства по уходу за волосами -- 1,5 млрд евро, по уходу за кожей -- 1,4 млрд евро, сюда включается и антивозрастная косметика.

-- Каково соотношение доли отечественных и импортных косметических товаров на рынке?

-- Если говорить о физическом соотношении, то оно в целом по рынку составляет примерно 40 на 60, то есть 40% отечественных товаров и порядка 60% -- импорт. Если же говорить о денежном выражении, то эксперты оценивают объем импортной косметики в 70--80%.

-- Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок косметики в России дальше?

-- Дальнейшее развитие рынка, разумеется, будет зависеть от спроса. В настоящий момент большинство экспертов полагает, что сильнее всего пострадает люксовый сегмент, на массмаркете кризис скажется не в такой степени. Будет расти предложение товаров "два или три в одном", большие, экономичные упаковки также будут набирать популярность. Если вспоминать экономический кризис 1998 года в России, тогда парфюмерно-косметический рынок восстановился достаточно быстро и начал дальше активно расти. В России исторически определенная группа потребителей не привыкла экономить на товарах красоты и воспринимает их в том числе как своеобразные антидепрессанты. А в ситуации кризиса это один из простых способов повысить себе настроение. Кроме всего прочего косметика и парфюмерия -- те товары, которые активно покупаются в качестве подарка. Неудивительно, что пик продаж 70% парфюмерно-косметических товаров приходится на период с декабря до конца марта. И пока за последние три месяца индикаторов заметного спада на российском рынке парфюмерии и косметики нет.

//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис