N°235
21 декабря 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.12.2009
Василий Бархатов: Молодые люди в один момент из перформеров становятся убийцами
-- Какова история ваших отношений с драмой Шиллера? Почему именно "Разбойники"?

-- Я давно собирался эту пьесу делать, но все не понимал, о чем тут рассказывать. Ставить на сцене фильм «Бригада», который уже существует, ту же историю о том, как несколько приличных юношей собираются пойти в лес грабить людей, меня не привлекало. Но вот я наткнулся на яркую современную тенденцию -- выражение агрессии и бунта в форме арттеррора. Арттеррор -- это когда на Белый дом направляют ночью большую лазерную проекцию черепа и костей. Или когда закидывают Макдоналдс кошками с криками: «Свободная касса!» -- намекая на сомнительное происхождение мяса, которое там предлагают. И все это снимается на видео. Как сказал Борис Хлебников, уличная драка, снятая на камеру, прекращает быть уличной дракой и становится артобъектом. Эти современные тенденции нельзя обходить, нельзя делать вид, что они не существуют. Это не какая-то субкультура вроде толкиенистов, которые собираются в Нескучном саду, представляют себе, что они эльфы-хоббиты, и мутузят друг друга ножками от табуреток.

-- И какое преломление находит арттеррор в вашей истории об интеллигентных выпускниках Лейпцигского университета?

-- Эти молодые люди, частью из состоятельных семей, частью просто из приличных, шаг за шагом, делая подобные дурости -- антиправительственные, антиобщественные, когда насилие ненастоящее, а постановочное (кетчуп вместо крови), в какой-то момент переходят границу и становятся убийцами. Не нарочно -- ради красоты, но сгорает целый роддом (у Шиллера горящая башня свалилась на голову рожениц). И в один момент из перформеров, вольных художников, становятся убийцами. Помните, по центральному телевидению показывали двух скинхедов, которые отрезали голову таджику-дворнику? И до сих пор не могут разобраться -- реально ли они это сделали или это был постановочный момент. Не нашли ни трупа, ни скинхедов.

-- У вас был опыт просмотра хороших «Разбойников» на сцене?

-- Я видел пару неплохих спектаклей -- спектакль Касторфа, который шел в Фольксбюне в начале 90-х, спектакль Каммершпиле, который привозили в Россию и показывали на сцене Театра Вахтангова. В первом ряду сидел Ульянов, а перед ним люди в коже крутили своими гениталиями, а для пущей острастки выучили русский текст: «Я е...ть твой мама, папа, сестра» -- видимо, чтобы не перепутали с «Коварством и любовью», а поняли, что на сцене «Разбойники».

-- Готовя спектакль, вы почувствовали разницу между постановкой оперы и драмы?

-- Уже во время читки пьесы. Такого понятия, как читка, в опере вообще не существует.

-- А с чего начинается опера?

-- Опера начинается с того, что солист разучивает свою партию с концертмейстером -- вместо читки. А я в это время ставлю другой спектакль в другом городе. Пока они все не выучат, что мне с ними делать? А в первый день репетиций со мной я собираю артистов возле макета, на котором показываю, где кто когда будет находиться, о чем будет спектакль, куда перемещаться -- вплоть до движения глаз.

С драмой все иначе. Читка -- такая вещь, которая может длиться годами. Часто бывает, что, выстроив уже всю логику, встав на ноги, люди снова возвращаются в застольный период, потому что понимают: есть еще какие-то дырки и несовпадения.

-- Какие же дырки и несовпадения обнаружились в работе над текстом Шиллера?

-- Непросто было. Сегодня не очень понятно, что это за люди, почему они разговаривают таким романтическим языком? А сюжет подходит скорее для съемок следующей серии «Возвращения мушкетеров». Все эти «тысяча чертей!», «клянусь тысячерукой смертью» и прочее.

-- Насколько отличается работа с драматическими актерами от работы с оперными?

-- Если в оперных солистов нужно все вложить, то драматические сами из тебя все заберут без остатка. Если за оперным солистом надо бегать и просить: «Вот это еще возьми, не забудь», то драматические актеры тебя растерзают, зададут такой список вопросов, над которым тебе придется полтора года подумать, чтобы ответить хотя бы на два из них. Результат может быть одинаково талантливый и глубокий, но способы его достижения...У оперных солистов нет школы, порядка в работе с ролью; все как придется, как режиссер сделает.

-- Почему в качестве музыкальной составляющей вы взяли Шуберта, а не Верди, который написал по «Разбойникам» оперу?

-- Дело в том, что сама пьеса очень «оперная». Я прямо вижу, как ее можно дурно поставить на оперной сцене. Со всеми убийствами и самоубийствами в припадке романтизма. Убил свою возлюбленную, отец умер в отчаянии... Видно, что можно накатать невероятной красоты и жиру арии. И тогда пьеса потеряет всякое человеческое лицо. И станет какая-то пьета-препьета. А я даже филиал выбрал для постановки «Разбойников» -- не потому, что меня не пустили на большую сцену Театра Пушкина или я решил попробовать сначала на малой. Маленькая, камерная сцена еще одна гарантия того, что это не разрастется до... заламывания рук.

Франц Шуберт написал много песен на стихи Шиллера (хотя именно этих песен не будет в спектакле, потому что они не самые лучшие). Бунтарские стихи Шиллера недаром просочились в Девятую симфонию Бетховена «Ода к радости», которая звучит в «Заводном апельсине» Стенли Кубрика; там главный герой все время слушает эту революционную музыку. И Шуберт так же, как и Бетховен, писал песни на стихи Шиллера по причине его до неприличия романтичного романтизма -- философского, бунтарского и трогательного.
Беседовала Светлана Полякова




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.12.2009
«Разбойники» в Театре имени Пушкина
Василий Бархатов очень симпатичный. И первое впечатление о нем -- молодой, живой, смешной, со всегда встрепанной соломенной шевелюрой, совершенно непохожий на режиссера помпезных оперных театров вроде Мариинского, при том что именно большими постановками на таких сценах он заработал себе имя и номинации на «Золотую маску»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  21.12.2009
-- Какова история ваших отношений с драмой Шиллера? Почему именно "Разбойники"?.. >>
  • //  21.12.2009
Константин Звездочетов смеется в Московском музее современного искусства
Константин Звездочетов может именоваться лазутчиком, шпионом и наблюдателем. Наблюдатель из тех, что были описаны Михаилом Ямпольским: чувствующий постыдную близорукость мира, невозможность наслаждаться естеством в модальности прекрасного, желающий расфокусированного, фасеточного, как у мухи, зрения... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  21.12.2009
В зале Федеральных архивов открылась предъюбилейная чеховская выставка
Выставка «Неоконченная пьеса» предваряет грядущие торжества в связи со 150-летием Чехова. Подготовлена она Российским государственным архивом литературы и искусства в сотрудничестве с музеем МХАТа и еще несколькими хранилищами и коллекционерами... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика