N°206
10 ноября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.11.2009
Вон из Москвы!
Выставка работ номинантов премии Кандинского открылась в ЦДХ

Учрежденная культурным фондом «Арт-Хроника» независимая премия в области современного искусства, премия Кандинского, как оказалось, зависима от многих конъюнктурных факторов. Ну, например, от связи с лобби членов жюри и их компетентности в области именно российского contemporary art (половину членов два первых года составляли иностранцы, которые российскую ситуацию знают понаслышке, в этом году российские перевешивают на один голос). Из-за этой «зависимости» в первые два года победители и круг их почитателей стали своеобразной эмблемой двух идеологических полюсов российского общества. Победитель 2007 года Анатолий Осмоловский олицетворяет вектор неомарксистского либерализма. Победитель 2008 года Алексей Беляев-Гинтовт ответствует за ценности государственного капитализма с его консерватизмом, неоимперской охранительной риторикой. Забавно, что и первый и второй выбор мало ассоциируется с достижениями собственно художественными. Что подтверждает: премия честно отражает жизнь культуры в эпоху тотального недоверия к реальности, желания заменить ее многими схемами манипулятивных интерпретаций. Это совпадает с понятием «экономика знака», введенным Жаном Бодрийаром и характеризующим состояние общества в период бюрократического капитализма: власти поддерживаемых государством «голых королей», корпораций, делающих деньги из воздуха.

Символично, что нынешняя премия совпала с наступившим по всем фронтам (в том числе и по корпоративным) большим кризисом. Для всех повесткой дня стала реальность. И симптоматично, что руководство премии Кандинского (в попечительский совет входят крупные предприниматели, банкиры, медиамагнат) захотело пристальнее вглядеться в реальный художественный процесс. Для того ввело экспертный совет из кураторов, историков и галеристов, который смог бы помочь жюри сориентироваться, предварительно отсеяв откровенно «неформатное».

Вашему обозревателю выпала честь работать в этом совете вместе с достойнейшими Мариной Лошак, Ольгой Свибловой, Анной Зайцевой, Иосифом Бакштейном, Евгением Барабановым. Вместе с жюри мы формировали состав той выставки, что открыта в залах Центрального дома художника на Крымском валу до 26 ноября. В процессе работы очевидными стали две принципиальные проблемы. Первая: успехи российского contemporary art в масштабах страны -- очевидная фикция, следствие все того же фантомного, сфабрикованного новой манипулятивной госидеологией существования. Пять галерей в Москве, три в Санкт-Петербурге выдвигают хороших художников. Две институции: московский ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), питерский ПРО АРТЕ делают то же. Самовыдвигаются (самовыдвижение предусмотрено правилами конкурса премии) хорошие художники оттуда же. Прибавим еще нескольких успешных мастеров, которые сотрудничают с филиалами все того же ГЦСИ -- с Нижним Новгородом, например. Вот и все. Остальное, присланное на конкурс из регионов, не обсуждается -- просто не в теме профессионального разговора. Причина понятна: нет институций, нет образования, нет сообществ. В общем, что предполагалось, то по итогам работы в экспертном совете и оказалось: в России современное искусство не действенный способ культурной коммуникации, а модная игрушка в руках нескольких просвещенных представителей элиты. За пределами московской окружной об этом «совриске» знают мало.

И как следствие вторая проблема: благодаря более тщательной, чем раньше, фильтрации выставка сформирована в основном из тех, кто и так хорошо засвечен на столичных артсценах. И есть сомнение: а ну как расклад победителей будет мало отличаться от учрежденной все тем же ГЦСИ премии «Инновация»? От возможного дежавю способны спасти большее доверие членов жюри к попавшим-таки в финал мастерам из регионов и будущие просветительские, образовательные программы фонда «Арт-Хроника» за пределами двух столиц.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.11.2009
В прокат вышел еще один фильм формата новой драмы -- «Миннесота»
Новое кино в России никому не нужно. Нужно старое, похожее на «Иронию судьбы», или на «Москва слезам не верит», или на «Семнадцать мгновений весны», чтобы такое же, но про сегодня. Еще нужно, чтобы легко, радостно, воздушно -- «все стало вокруг голубым и зеленым... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.11.2009
III Большой фестиваль мультфильмов завершился раздачей призов
Последний день Большого фестиваля мультфильмов, начавшийся накануне «Ночью победителей» в кинотеатре «Пионер», перешедший в утреннюю презентацию мультфильма, снятого детьми на недельной «детской мастерской анимации», а затем в масштабный мастер-класс Юрия Норштейна, завершился раздачей наград... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.11.2009
Издана книга о пастернаковской Москве
Исследователь, предлагающий читателю сюжет «Художник и его город», вынужден делать выбор между двумя жанровыми стратегиями... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  10.11.2009
Выставка работ номинантов премии Кандинского открылась в ЦДХ
Учрежденная культурным фондом «Арт-Хроника» независимая премия в области современного искусства, премия Кандинского, как оказалось, зависима от многих конъюнктурных факторов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама