N°115 02 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Квадрат в иллюминаторе Выставка Ив Суссман в галерее Ravenscourt
В этом году медиафорум, проходивший в рамках Московского международного фестиваля и знакомящий с новыми визуальными жанрами, видеоартом и медиаартом, отметил свое десятилетие. По этому случаю артдиректор Ольга Шишко пригласила в столицу России нескольких лидеров мирового видеоарта, в числе которых и американка Ив Суссман.
Американская художница Ив Суссман создает видеоверсии классических полотен Пуссена, Веласкеса, Давида -- оживающие в темных кинозалах музейные шедевры. На медиафорум в Москву она привезла два своих этапных фильма по мотивам классической живописи и доступную до сегодняшнего дня для просмотра в галерее Ravenscourt видеоинсталляцию "Белое на белом" (2009) -- фрагмент еще незаконченного многочастного проекта «Как истолковать будущее из прошлого, версия 2». В этом проекте она обращается к двум фундаментальным темам -- к русскому авангарду и к советской истории покорения космоса. В стенах галереи разместилась инсталляция Суссман на шести экранах и большие фотографии Саймона Ли. Название инсталляции "Белое на белом" отсылает к живописному шедевру Казимира Малевича White on White из американского Музея современного искусства (МоМА). Ив Суссман связывает с нефигуративным искусством начала прошлого века идейный сдвиг, сравнимый по мощи с полетом в космос Юрия Гагарина. Малевич для Запада -- квинтэссенция русского искусства ХХ века. Суссман в фигуре Малевича фокусирует все революционные идеи: от рождения и краха коммунизма до освоения космоса. И ее работу естественно трактовать в ключе американской рецепции России западными интеллектуалами, для которых русский авангард и русская космонавтика ценны градусом возвышенного безумия и убедительностью, так сказать, мировоззренческой дефлорации. Это наши единственные экспортные идеи, и они близки американским умникам. А в наше восприятие истории работа Суссман добавляет позитивные иерархии. Вместо нашего внутреннего, политически ангажированного взгляда художница предлагает универсалистскую оптику -- что-то вроде товарного кода, но для истории. С этой позиции становится трудно воспринимать свою историю как приватизированную коммуналку с ее разборками между соседями и воспроизводством собственных исторических неврозов. Универсалистский взгляд лишает жильцов перспективы (а точнее, иллюзии) навсегда победить в кухонном споре -- эта история уже в прошлом. Причины более удачной, чем в России, капитализации русского авангарда на Западе понятны -- супрематическая абстракция имела отрицательную ценность в СССР, в тотальности соцреализма. А идейный остаток, энергия заблуждения, питавшая русский авангард, трудно превращается в товар, но легко цензурируется. Между двумя позициями русского идейного экспорта американская художница убедительно выстраивает разнообразные связи. Постепенно два сюжета -- о «председателе земного шара», как называл себя Малевич, и о первом человеке за пределами Земли -- сплетаются в одну общую историю. Два года назад Ив Суссман увидела в Звездном городке кабинет Гагарина и поразилась заурядности интерьера. Единственная вещь, которая отличала его от кабинетов чиновников, -- глобус Марса. В Нью-Йорке она восстановила кабинет по памяти, сделала инсталляцию "Рабочий кабинет Юрия". Говорит, что чуть исказила геометрию -- прямые углы перестали быть прямыми. В Москву привезти инсталляцию не смогла -- дорого, но можно предположить, что в заурядности советского кабинета поселилась супрематическая пластика и дух русского авангарда. В галерее Ravenscourt на экраны проецируются унылые ландшафты экс-СССР, снятые через окно поезда во время трехдневного путешествия художницы из Москвы на космодром Байконур. Медленное, почти геологическое накопление повествовательного осадка придает проекту эпический масштаб, постепенно выталкивая зрителя, как в космос, в представление о человеке за пределами отведенного ему времени и пространства. Нити между Малевичем и Гагариным сплетаются в ткань общей судьбы. На фотографиях Саймона Ли на первый взгляд та же бескрайняя тоска, что и за окном поезда, но вблизи видно, как цветной пейзаж выбеливается, превращаясь в верхней, небесной, части в белые контуры на белом фоне. В показанном на медиафоруме фильме Суссман "Похищение сабинянок" тоже присутствует цветовой код: начальные сцены с мужчинами, мужские пространства власти или бюрократии (музеи, залы ожидания) монохромны, а женщины несут жизнь и цвет. В фильме художница быстро отступает от этого линейного кода. Но зерно брошено, оно прорастает и дает всходы. В своем усилии истолковать будущее из прошлого Суссман обращается скорее к мифологии, чем к реальности. В связи с Малевичем упоминается немецкий режиссер-авангардист Ганс Рихтер со своим незаконченным фильмом о супрематизме. Историческая роль Гагарина воодушевляет больше, чем скука гагаринского кабинета. Реконструкция ей интереснее деконструкции. Этот интерес питает ее фильмы и прочитывается в новом проекте. |
На экраны Москвы выходит «Антихрист» Вокруг этого фильма наговорено столько вздора, что хочется просто рассказать, как он сделан. Эта картина состоит из пролога, эпилога и четырех глав: первая называется «Скорбь», вторая -- «Боль», далее следуют «Женоубийство» и «Три монаха»... >>
Выставка Ив Суссман в галерее Ravenscourt В этом году медиафорум, проходивший в рамках Московского международного фестиваля и знакомящий с новыми визуальными жанрами, видеоартом и медиаартом, отметил свое десятилетие. По этому случаю артдиректор Ольга Шишко пригласила в столицу России нескольких лидеров мирового видеоарта, в числе которых и американка Ив Суссман... >>
Буквально только что, три недели назад, по всей стране шумно отмечали 80-летие певицы, только что она рассказывала о программе двухмесячных юбилейных гастролей своего ансамбля «Россия» по всей стране, начиная с Владивостока, только мечтала спеть новую песню Пахмутовой и Добронравова. Теперь ее не стало... >>
Она родилась в 1940 году в Золингене, училась в Фольквангшуле и, пару лет постажировавшись в Америке, вернулась в Германию, в труппу своего учителя Курта Йосса. В 1973-м обосновалась в Вуппертале и работала там до конца, превратив замызганный городок в мировой центр хореографии... >>
Объявлены претенденты на премию за лучший роман На соискание премии «Русский Букер» сорок четыре издательства, восемь журналов, двенадцать библиотек и два университета выдвинули восемьдесят два романа. Согласно действующему с прошлого цикла правилу в длинный список может войти не более двадцати четырех текстов... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|