|
|
N°115, 02 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квадрат в иллюминаторе
Выставка Ив Суссман в галерее Ravenscourt
В этом году медиафорум, проходивший в рамках Московского международного фестиваля и знакомящий с новыми визуальными жанрами, видеоартом и медиаартом, отметил свое десятилетие. По этому случаю артдиректор Ольга Шишко пригласила в столицу России нескольких лидеров мирового видеоарта, в числе которых и американка Ив Суссман.
Американская художница Ив Суссман создает видеоверсии классических полотен Пуссена, Веласкеса, Давида -- оживающие в темных кинозалах музейные шедевры. На медиафорум в Москву она привезла два своих этапных фильма по мотивам классической живописи и доступную до сегодняшнего дня для просмотра в галерее Ravenscourt видеоинсталляцию "Белое на белом" (2009) -- фрагмент еще незаконченного многочастного проекта «Как истолковать будущее из прошлого, версия 2». В этом проекте она обращается к двум фундаментальным темам -- к русскому авангарду и к советской истории покорения космоса. В стенах галереи разместилась инсталляция Суссман на шести экранах и большие фотографии Саймона Ли.
Название инсталляции "Белое на белом" отсылает к живописному шедевру Казимира Малевича White on White из американского Музея современного искусства (МоМА). Ив Суссман связывает с нефигуративным искусством начала прошлого века идейный сдвиг, сравнимый по мощи с полетом в космос Юрия Гагарина. Малевич для Запада -- квинтэссенция русского искусства ХХ века. Суссман в фигуре Малевича фокусирует все революционные идеи: от рождения и краха коммунизма до освоения космоса. И ее работу естественно трактовать в ключе американской рецепции России западными интеллектуалами, для которых русский авангард и русская космонавтика ценны градусом возвышенного безумия и убедительностью, так сказать, мировоззренческой дефлорации. Это наши единственные экспортные идеи, и они близки американским умникам. А в наше восприятие истории работа Суссман добавляет позитивные иерархии. Вместо нашего внутреннего, политически ангажированного взгляда художница предлагает универсалистскую оптику -- что-то вроде товарного кода, но для истории. С этой позиции становится трудно воспринимать свою историю как приватизированную коммуналку с ее разборками между соседями и воспроизводством собственных исторических неврозов. Универсалистский взгляд лишает жильцов перспективы (а точнее, иллюзии) навсегда победить в кухонном споре -- эта история уже в прошлом.
Причины более удачной, чем в России, капитализации русского авангарда на Западе понятны -- супрематическая абстракция имела отрицательную ценность в СССР, в тотальности соцреализма. А идейный остаток, энергия заблуждения, питавшая русский авангард, трудно превращается в товар, но легко цензурируется.
Между двумя позициями русского идейного экспорта американская художница убедительно выстраивает разнообразные связи. Постепенно два сюжета -- о «председателе земного шара», как называл себя Малевич, и о первом человеке за пределами Земли -- сплетаются в одну общую историю.
Два года назад Ив Суссман увидела в Звездном городке кабинет Гагарина и поразилась заурядности интерьера. Единственная вещь, которая отличала его от кабинетов чиновников, -- глобус Марса. В Нью-Йорке она восстановила кабинет по памяти, сделала инсталляцию "Рабочий кабинет Юрия". Говорит, что чуть исказила геометрию -- прямые углы перестали быть прямыми. В Москву привезти инсталляцию не смогла -- дорого, но можно предположить, что в заурядности советского кабинета поселилась супрематическая пластика и дух русского авангарда.
В галерее Ravenscourt на экраны проецируются унылые ландшафты экс-СССР, снятые через окно поезда во время трехдневного путешествия художницы из Москвы на космодром Байконур. Медленное, почти геологическое накопление повествовательного осадка придает проекту эпический масштаб, постепенно выталкивая зрителя, как в космос, в представление о человеке за пределами отведенного ему времени и пространства. Нити между Малевичем и Гагариным сплетаются в ткань общей судьбы.
На фотографиях Саймона Ли на первый взгляд та же бескрайняя тоска, что и за окном поезда, но вблизи видно, как цветной пейзаж выбеливается, превращаясь в верхней, небесной, части в белые контуры на белом фоне.
В показанном на медиафоруме фильме Суссман "Похищение сабинянок" тоже присутствует цветовой код: начальные сцены с мужчинами, мужские пространства власти или бюрократии (музеи, залы ожидания) монохромны, а женщины несут жизнь и цвет. В фильме художница быстро отступает от этого линейного кода. Но зерно брошено, оно прорастает и дает всходы.
В своем усилии истолковать будущее из прошлого Суссман обращается скорее к мифологии, чем к реальности. В связи с Малевичем упоминается немецкий режиссер-авангардист Ганс Рихтер со своим незаконченным фильмом о супрематизме. Историческая роль Гагарина воодушевляет больше, чем скука гагаринского кабинета. Реконструкция ей интереснее деконструкции. Этот интерес питает ее фильмы и прочитывается в новом проекте.
Александр ЕВАНГЕЛИ