N°110
25 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.06.2009
«Мы должны упорно делать что-то настоящее»
версия для печати
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, сценарист, режиссер, дебютировал картиной «Коктебель» в соавторстве с Хлебниковым, потом снял «Простые вещи» (на «Кинотавре-2007» этот фильм получил четыре приза, включая главный), сейчас заканчивает новый фильм «Последний день».

-- Что, по вашему мнению, нужно от государства, от общества, от участников кинопроцесса, чтобы в России развивалось нормальное, хорошее, человеческое кино?

-- Я искренне уверен, что фильмы, которые снимаю я и мои друзья, повернуты к человеку и нет в них ничего, что было бы недоступно. Но как сделать, чтобы люди пошли в кинотеатры их смотреть, я не знаю. Я сам очень редко хожу в кинотеатр (о ужас, на блокбастеры!), в основном смотрю дома фильмы на оригинальном языке.

Это неправильно. Формат кино как способа передачи не только информации, но и смысла, эмоции, сопряжен с тем, что фильм объединяет людей в зале. На этом построены западные блокбастеры, которые создают фантастический, увлекательный или романтический мир и мастерски в него погружают. На это работает целый конвейер, которого у нас близко нет -- у нас даже самые дорогие проекты делают все равно кустарным способом.

Что мы можем сделать, это создавать свои авторские миры, на которые нужно смотреть в кинотеатре. При этом как убедить людей, что они многое теряют, скачивая фильмы с торрентов (я сам скачиваю с торрентов), не знаю. Как заставить их ценить уникальность совместного переживания от просмотра в кинотеатре тех фильмов, что мы делаем и будем делать? То, что я посмотрел на «Кинотавре», меня по-настоящему вдохновляет. Эти фильмы все несовершенны, но я вижу, что люди создают свои миры. И мне все больше и больше хочется передать то видение, которое во мне есть, и я почему-то надеюсь, что людям будет интересно так же на мир взглянуть. Как сделать так, чтобы это еще и окупалось, я не знаю.

-- Может быть, нужны специальные места для просмотров, клубы?

-- Да, наверное, это здравая мысль. Но все же мне кажется, что на данном витке развития (а все по спирали развивается) арткино себя дискредитировало большим количеством эрзацев. Я имею в виду все кино -- от Кореи до Огненной Земли. Когда идешь на блокбастер, на аттракцион и тебе подсовывают обманку, ну жалеешь денег, потраченных на билет. Но когда тебе обещают искусство, а обламывают подделкой, это куда более бесчестно.

Как с этим быть? Мы должны упорно делать что-то настоящее, а государство, увы, должно это упорно финансировать, потому что иначе мы спасуем и пойдем клепать эрзац. Кино начиналось как балаган, потом оно стало искусством смыслопорождающим, а сейчас -- и это объективный процесс -- может стать снова аттракционом. В этом мы не сможем тягаться с «Трансформером», «Людьми икс» -- это сделано очень круто, и мы даже близко не сможем это повторить.

-- Мы -- это Россия?

-- И Европа... Любое кустарное производство может производить изделия ручной работы, но когда надо сделать автомобиль или реактивный самолет, оно пасует. Это не потому, что мало денег.

-- Может быть, авторское кино сегодня разошлось с публикой? Молодежь привыкла к упрощению и развлечению, а арткино требует постоянного усложнения языка, оно по природе новаторское и оттого становится все более усложненным, закрытым?

-- Я вроде бы могу похвастаться своей искушенностью в кино, но как зритель в последнее время искренне полюбил несколько американских картин -- это «Наедине с дикой природой» Шона Пена, «Рестлер» Даррена Аронофски, «Нефть» Андерсена. Фильмы, собравшие множество призов и при этом окупившиеся. Что же позволяет американцам это делать?

-- Вы сами говорите, развитая индустрия. Или это из-за особенностей культуры?

-- Не знаю. Это в хорошем смысле настоящие истории. Это не биг-мак.

-- Окупились-то они тоже не за счет массовой публики. Просто у такого кино в англоязычном мире есть свои ниши. А у нас нет... Вы чувствуете отсутствие диалога с публикой?

-- Да, это так. Театры полны -- вот парадокс. Пойти в театр -- это акт, это поступок. Вот в музыке рухнули продажи дисков, все скачивают, но музыканты зарабатывают живыми выступлениями. Когда мы идем в театр или на концерт, мы рассчитываем на уникальные впечатления -- с тобой сейчас со сцены говорит живой человек. Что кино может предложить в качестве бонуса? Я, честно слово, не знаю.

-- Может, так и в кино -- встречи с авторами, обсуждения.

-- Отлично. Я готов со своим новым фильмом ездить по стране и выступать. Правда, я не уверен, что сам факт моего появления в зале способен увеличить приток зрителей...

-- Может, государство? Создать сеть киноклубов, где люди будут не только смотреть фильм, но и общаться, хотя бы друг с другом...

-- Но кто этим будет заниматься? Должен быть человек горящий и талантливый. Чтобы это сделать, нужен талант. Гораздо легче освоить фестивальный бюджет или взять в прокат фильм с большой рекламной кампанией. Эффект с затратами несравнимый.

Поэтому я не готов сказать с уверенностью: да, нужны киноклубы. У меня действительно нет ответа на этот вопрос.
Беседовала Алена Солнцева




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.06.2009
Сегодня комитет по культуре Государственной думы РФ будет рассматривать проблемы развития отечественного кино. Тема формулируется витиевато: «Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны»... >>
  • //  25.06.2009
Роман БОРИСЕВИЧ, продюсер, на фестивале «Кинотавр» в этом году из 12 фильмов три были сделаны его компанией «Коктебель». «Волчок» Василия Сигарева получил главный приз, приз за сценарий, главную женскую роль, фильм «Сказка про темноту» -- за лучшую мужскую... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.06.2009
Борис ХЛЕБНИКОВ -- режиссер фильмов «Коктебель» (в соавторстве с Алексеем Попогребским), «Свободное плавание» (приз за лучшую режиссуру «Кинотавра-2006»), «Сумасшедшая помощь», одной из новелл киноальманаха «Короткое замыкание»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.06.2009
Наталья МОКРИЦКАЯ, директор компании «Новые люди», продюсировала и прокатывала фильмы «Изображая жертву», «Юрьев день», «Четыре возраста любви». Сейчас собирается заниматься прокатом не только своего, но и чужого артхаусного кино... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.06.2009
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, сценарист, режиссер, дебютировал картиной «Коктебель» в соавторстве с Хлебниковым, потом снял «Простые вещи» (на «Кинотавре-2007» этот фильм получил четыре приза, включая главный), сейчас заканчивает новый фильм «Последний день»... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика