|
|
N°110, 25 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы должны упорно делать что-то настоящее»
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, сценарист, режиссер, дебютировал картиной «Коктебель» в соавторстве с Хлебниковым, потом снял «Простые вещи» (на «Кинотавре-2007» этот фильм получил четыре приза, включая главный), сейчас заканчивает новый фильм «Последний день».
-- Что, по вашему мнению, нужно от государства, от общества, от участников кинопроцесса, чтобы в России развивалось нормальное, хорошее, человеческое кино?
-- Я искренне уверен, что фильмы, которые снимаю я и мои друзья, повернуты к человеку и нет в них ничего, что было бы недоступно. Но как сделать, чтобы люди пошли в кинотеатры их смотреть, я не знаю. Я сам очень редко хожу в кинотеатр (о ужас, на блокбастеры!), в основном смотрю дома фильмы на оригинальном языке.
Это неправильно. Формат кино как способа передачи не только информации, но и смысла, эмоции, сопряжен с тем, что фильм объединяет людей в зале. На этом построены западные блокбастеры, которые создают фантастический, увлекательный или романтический мир и мастерски в него погружают. На это работает целый конвейер, которого у нас близко нет -- у нас даже самые дорогие проекты делают все равно кустарным способом.
Что мы можем сделать, это создавать свои авторские миры, на которые нужно смотреть в кинотеатре. При этом как убедить людей, что они многое теряют, скачивая фильмы с торрентов (я сам скачиваю с торрентов), не знаю. Как заставить их ценить уникальность совместного переживания от просмотра в кинотеатре тех фильмов, что мы делаем и будем делать? То, что я посмотрел на «Кинотавре», меня по-настоящему вдохновляет. Эти фильмы все несовершенны, но я вижу, что люди создают свои миры. И мне все больше и больше хочется передать то видение, которое во мне есть, и я почему-то надеюсь, что людям будет интересно так же на мир взглянуть. Как сделать так, чтобы это еще и окупалось, я не знаю.
-- Может быть, нужны специальные места для просмотров, клубы?
-- Да, наверное, это здравая мысль. Но все же мне кажется, что на данном витке развития (а все по спирали развивается) арткино себя дискредитировало большим количеством эрзацев. Я имею в виду все кино -- от Кореи до Огненной Земли. Когда идешь на блокбастер, на аттракцион и тебе подсовывают обманку, ну жалеешь денег, потраченных на билет. Но когда тебе обещают искусство, а обламывают подделкой, это куда более бесчестно.
Как с этим быть? Мы должны упорно делать что-то настоящее, а государство, увы, должно это упорно финансировать, потому что иначе мы спасуем и пойдем клепать эрзац. Кино начиналось как балаган, потом оно стало искусством смыслопорождающим, а сейчас -- и это объективный процесс -- может стать снова аттракционом. В этом мы не сможем тягаться с «Трансформером», «Людьми икс» -- это сделано очень круто, и мы даже близко не сможем это повторить.
-- Мы -- это Россия?
-- И Европа... Любое кустарное производство может производить изделия ручной работы, но когда надо сделать автомобиль или реактивный самолет, оно пасует. Это не потому, что мало денег.
-- Может быть, авторское кино сегодня разошлось с публикой? Молодежь привыкла к упрощению и развлечению, а арткино требует постоянного усложнения языка, оно по природе новаторское и оттого становится все более усложненным, закрытым?
-- Я вроде бы могу похвастаться своей искушенностью в кино, но как зритель в последнее время искренне полюбил несколько американских картин -- это «Наедине с дикой природой» Шона Пена, «Рестлер» Даррена Аронофски, «Нефть» Андерсена. Фильмы, собравшие множество призов и при этом окупившиеся. Что же позволяет американцам это делать?
-- Вы сами говорите, развитая индустрия. Или это из-за особенностей культуры?
-- Не знаю. Это в хорошем смысле настоящие истории. Это не биг-мак.
-- Окупились-то они тоже не за счет массовой публики. Просто у такого кино в англоязычном мире есть свои ниши. А у нас нет... Вы чувствуете отсутствие диалога с публикой?
-- Да, это так. Театры полны -- вот парадокс. Пойти в театр -- это акт, это поступок. Вот в музыке рухнули продажи дисков, все скачивают, но музыканты зарабатывают живыми выступлениями. Когда мы идем в театр или на концерт, мы рассчитываем на уникальные впечатления -- с тобой сейчас со сцены говорит живой человек. Что кино может предложить в качестве бонуса? Я, честно слово, не знаю.
-- Может, так и в кино -- встречи с авторами, обсуждения.
-- Отлично. Я готов со своим новым фильмом ездить по стране и выступать. Правда, я не уверен, что сам факт моего появления в зале способен увеличить приток зрителей...
-- Может, государство? Создать сеть киноклубов, где люди будут не только смотреть фильм, но и общаться, хотя бы друг с другом...
-- Но кто этим будет заниматься? Должен быть человек горящий и талантливый. Чтобы это сделать, нужен талант. Гораздо легче освоить фестивальный бюджет или взять в прокат фильм с большой рекламной кампанией. Эффект с затратами несравнимый.
Поэтому я не готов сказать с уверенностью: да, нужны киноклубы. У меня действительно нет ответа на этот вопрос.
Беседовала Алена Солнцева