N°72 25 апреля 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Характер нордический Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев завершили свой филармонический абонемент
Публично заявив об отказе от фортепьянных концертов и полностью сосредоточившись на работе с РНО, Михаил Плетнев устроил себе и этому коллективу довольно-таки жесткое испытание: практически никогда прежде оркестр не играл столь много новой для себя музыки. Сначала грянула монографическая программа из сочинений Мендельсона, затем оперно-симфонический Вагнер и поздний Малер. Разогнавшись поначалу, к концу своего филармонического абонемента в Концертном зале имени П.И. Чайковского дирижер чуть сбавил темп и предложил альтернативу -- если раньше оркестр обыгрывал в Москве новые программы, то теперь российская столица стала последним пунктом в долгом турне (Австрия, Италия, Германия, Франция). К моменту выхода РНО на сцену программа (Скрипичный концерт Сибелиуса и «Пасторальная» симфония Бетховена) была сыграна по меньшей мере четыре раза, интрига заключалась в том, сможет ли оркестр после изматывающих переездов соответствовать музыке, требующей небанального к себе отношения и нестандартного подхода.
Симфоническая поэма Сибелиуса «Финляндия» (выученная специально для Москвы) стала превосходной преамбулой к более увесистому Скрипичному концерту и обнаружила в Плетневе опытного ценителя нордических красот: каждой фразе, каждой мелодической линии было предопределено широкое дыхание, как будто это музыка пришла из другого измерения, где время течет несуетно и плавно. В плетневском прочтении Сибелиуса есть удивительное благородство и гармония движения, они же передались и хрестоматийному концерту, который в лице солиста Сергея Крылова получил страстного и темпераментного интерпретатора. Возможно, эмоциональные полюсы дирижера и солиста не слишком совпадают (первый никуда не спешит, второй, наоборот, словно наделенный могучими крыльями, устремлен вперед), но ансамбль получился в высшей степени захватывающим. Особенно это сказалось в темпераментном финале, где Крылов, распаленный северными страстями, балансировал на грани почти джазовой импровизации, а Плетнев скупыми штрихами добавлял в оркестровый аккомпанемент колоритные ритмические всплески и виртуозно «ловил» солиста. В целом же помимо встречи с Крыловым (уроженец Москвы, ведущий уверенную карьеру в Европе; на родину, как это часто бывает, почти не наведывается) было крайне полезно познакомиться именно с такой, очень индивидуализированной манерой исполнения самого произведения, которое, оказывается, может предложить гораздо больше, чем слышат в нем большинство скрипачей. Шестая, «Пасторальная», симфония Бетховена стала ярким напоминанием одного из самых масштабных проектов РНО последних лет -- записей всего бетховенского цикла для немецкого лейбла Deutsch Grammophon, который породил множество споров среди критиков и почти такое же множество полярных оценок. На концерте стало ясно, почему именно. Не примыкая к лагерю аутентистов, блюстителей исторической правды или дирижеров традиционного толка, эпигонов Караяна и Фуртвенглера, Плетнев читает бетховенский текст абсолютно со своей интонацией, подмечая в нем какие-то новые нюансы, переставляя акценты, задумываясь и смеясь вместе с автором и... совершенно не заботясь о том, как воспримут это «чтение» в зале. От Сибелиуса бетховенская симфония унаследовала нордический характер и благородство линий, но не симфонический формат, по сути, это была камерная музыка, просто сыгранная для эксперимента большим оркестром. И когда в тишине исчез последний аккорд финальной части, а публика не среагировала должным образом, дирижер и оркестр ничуть не смутились- - это было даже похоже на удавшийся розыгрыш, где «в дураках» остались те, кто сидел в зале. |
Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев завершили свой филармонический абонемент Публично заявив об отказе от фортепьянных концертов и полностью сосредоточившись на работе с РНО, Михаил Плетнев устроил себе и этому коллективу довольно-таки жесткое испытание: практически никогда прежде оркестр не играл столь много новой для себя музыки... >>
Parsons dance company добралась до Москвы Parsons dance company существует вот уже двадцать лет, но на гастроли в Россию приехала впервые -- нашим продюсерам такие шоу оказывались то не по карману, то не по формату... >>
Общественность обратила внимание на шедевр конструктивизма Благодаря титаническими многолетним усилиям энтузиастов в обществе наконец начинает просыпаться интерес к памятникам советского конструктивизма. Это пока не вылилось в реальные проекты реставрации... >>
Объявлен длинный список соискателей «Большой книги» и короткий «Национального бестселлера» В коротком списке соискателей премии «Национальный бестселлер» нынче шесть позиций (число уставное). В длинном списке претендентов на «Большую книгу» -- сорок пять (число неуставное, но точно совпавшее с прошлогодним)... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|