N°69
22 апреля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.04.2008
Непогода нынче в моде
Выставка одной картины в Эрмитаже

версия для печати
Нет преград для любви, если ты бог. Это приходило в голову правителям разных времен и народов. Делом живописцев было исполнять их прихоти. Вскоре после смерти жены и незадолго до собственной кончины добропорядочный семьянин Антонио Аллегри (1489--1534), более известный как Корреджо (по месту своего рождения), создал для мантуанского герцога Федерико II Гонзаго сразу несколько полотен на тему любви. Две из них были парными -- «Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир» и «Школа Амура». Четыре посвящены любовным похождениям Юпитера: "Ио" и "Похищение Ганимеда", "Леда" и «Даная». Затем так случилось, что каждая европейская столица получила по шедевру: «Венера и Амур» в Лувре, «Школа Амура» в Лондонской национальной галерее, «Ио» и «Ганимед» в Вене, «Леда» -- в Берлине. «Обделенный» Петербург до 4 мая может наслаждаться «Данаей», которая экспонируется в Итальянских кабинетах Эрмитажа в рамках серии выставок "Шедевры музеев мира". Картина было подарена мантуанским герцогом Карлу V во время коронации последнего в Болонье. Побывав в разных собраниях, она в 1827 году была куплена Камилло Боргезе и оказалась в Риме, в галерее Боргезе.

Пребывание шедевра в России дает прекрасный повод для его сравнения с трактовкой темы другими мастерами -- Тицианом и Рембрандтом. Их «Данаи» являются гордостью эрмитажного собрания. Все художники, включая Корреджо, изображают кульминацию мифа об очередном любовном похождении Юпитера. Верховный бог античности овладевает пленившей его дочерью царя Акрисия, потоком золотых монет ниспадая на ложе в ее спальне. Однако интересны нюансы. И младший итальянский современник (Тициан), и голландский гений (Рембрандт) свидетелями сцены сделали служанок, призванных своей старостью оттенить прелесть пышнотелых молодух, ожидающих на роскошных ложах чуда. У Тициана золотой дождь уже пролился. Свой подол для монет подставила старуха. У Рембрандта драматургия еще более сложна: Даная ожидает, протягивая руку навстречу свету, которым она озарена. Голландец уделяет много внимания антуражу, хотя, напомню, согласно мифу дочь аргосского монарха была заточена в подземный медный терем. Тициан развернул сцену на фоне пейзажа.

У Корреджо залитая мягким светом комната и виднеющийся в окно гористый пейзаж с развалинами замка и далеким горизонтом под высоким спокойным небом объединены в единую гамму золотисто-коричневого тона. Подданного Федерико Гонзаго, кажется, интересовал момент томления, ибо у него нет золотого дождя. Светящееся облако опускается на ложе Данаи. На фоне простынь и темных драпировок гладкое белое тело девицы особенно чувственно и соблазнительно, несмотря на маньеристическую угловатость и странную «вывихнутость» позы. Даная в предвкушении любовной истомы. Крылатый Амур, вскочивший на угол кровати, способствует Юпитеру в его предприятии. Вместо служанок представлены живописцем маленькие путти (младенцы из свиты Купидона), проверяющие своими стрелами монеты. По мнению куратора показа Т.К. Кустодиевой, один из них, крылатый, олицетворяет небесную любовь, другой, бескрылый, -- знак любви земной. Путти «исследуют на камне металл стрел». Согласно Овидию, золотая стрела внушает любовь, свинцовая -- гонит ее.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.04.2008
Екатерина Беляева
В Москве начались гастроли балета Немецкой оперы на Рейне
Театр, базирующийся в Дюссельдорфе и периодически показывающий спектакли в Дуйсбурге, приехал к нам с тремя спектаклями -- полнометражный, «Ромео и Джульетту», показали в выходные, две одноактовки («Весна священная» и «Эрда») будут сыграны в среду и четверг... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  22.04.2008
АЛЕКСАНДР ЗМЕУЛ
Персональная выставка архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова
В Санкт-Петербурге в рамках Дней Германии проходит выставка «Архитектурная ось Россия--Германия. Интеграция немецкого строительного искусства в современную архитектуру Санкт-Петербурга», представляющая три проекта архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.04.2008
Выставка одной картины в Эрмитаже
Нет преград для любви, если ты бог. Это приходило в голову правителям разных времен и народов. Делом живописцев было исполнять их прихоти... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.04.2008
Министр культуры Александр Соколов на днях пожаловался, что «доля финансирования культуры из общего бюджета впервые упала до уровня ниже 1%»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика