N°228
09 декабря 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.12.2008
Без танцев, но с песнями
Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн»

версия для печати
По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.

Французский трубач Эрик Трюффаз со своим квартетом (помимо трубы еще синтезатор, электрогитара и ударные) привез современный электрифицированный джаз, переходящий в джаз-рок. Именно современный, а не опережающий свое время, не настолько новый, чтобы именоваться авангардом. Музыканты играли авторские композиции своего лидера, которые не страдали излишней заумностью и, судя по всему, пришлись по вкусу московской молодежи. Были красивые, стильные темы, был джентльменский набор электронных примочек, но не было ничего экстремального, что могло бы помешать коммерческому успеху. Вместе с тем Трюффаз очень серьезный музыкант, который во всем предпочитает держаться золотой середины и, скорее, преобразовывать старое, чем изобретать принципиально новое. Холодноватый саунд его трубы в духе Майлза Дэйвиса зачастую объединяется с психоделией, с ломаными ритмами и вовсе не исключает катастрофической громкости ударной установки. Сценический имидж Трюффаза, его манера держаться на сцене тоже в чем-то близки Дэйвису: вспомните его фото, например, на обложке пластинки Aura -- раструб инструмента направлен вниз. Эрик Трюффаз эту манеру, можно сказать, абсолютизирует.

Героями второго вечера стали участники американского трио The Bad Plus -- пианист Итэн Айверсон, контрабасист Рид Андерсон и барабанщик Дэйвид Кинг. Они решили сыграть в клубе совершенно не клубную музыку -- фрагмент из балета «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, один из фортепианных этюдов (№8) венгерского классика авангарда Дьердя Лигети и даже Semi-simple variations («Полупростые вариации») нью-йоркского сериалиста Милтона Бэббитта! Что интересно, в вариациях Бэббитта пианист и ударник играли настолько синхронно, что возникала иллюзия звучания «препарированного» рояля. Как пояснил Итэн Айверсон, абстрактную интеллектуальную музыку он исполняет принципиально, вне зависимости от слушательского опыта той или иной аудитории. Правда, в джазовых версиях.

Надо сказать, что все три автора так или иначе связаны с джазом. У Стравинского есть целый ряд произведений, написанных под влиянием джаза и предджазовых форм (среди них -- Ebony Concerto для кларнета и джаз-бэнда), у Бэббитта -- композиция All Set для джазового ансамбля. Что касается Дьердя Лигети, московская публика, вероятно, еще не успела забыть выступление сына композитора, перкуссиониста Лукаса Лигети четыре с половиной года назад в центре «Дом» в составе интернационального ансамбля (Лукас играет и новый джаз, и рок). А вообще The Bad Plus не единственный в Америке коллектив, увлекающийся подобного рода переработками композиторской музыки ХХ века. Группа Spooky Actions, которую российские любители нового джаза знают в основном по уже не существующему фестивалю «Альтернатива», давно соединяет в своих проектах джазовую импровизацию и музыку нововенцев или, например, Оливье Мессиана. Впрочем, The Bad Plus импровизировали не только на темы современных композиторов-классиков, они играли и классику джазового авангарда -- Song X Орнетта Коулмена: долгие паузы в теме Коулмена тут же заполнял шум толпы... Ну и, конечно, не обошлось без собственных оригинальных композиций авторства Итэна Айверсона (Mint) и Дэйвида Кинга (Anthem for the Earnest). Казалось, каждый из участников трио ведет свою линию ритма, и вместе с тем эти индивидуальные линии сливались в единый звуковой поток.

Ближе к концу вечера The Bad Plus представили свою соотечественницу, вокалистку Венди Льюис. Не сказать чтобы она продемонстрировала выдающиеся вокальные данные, зато у нее очень специфический, выразительный и глубокий тембр голоса, что в любой альтернативной музыке несравненно важнее. И подлинное чувство ритма. Вместе с The Bad Plus она исполнила несколько кавер-версий из репертуара известных рок-групп -- Pink Floyd, Nirvana, Heart, U2, The Bee Gees, Wilco. А на бис прозвучал хит Нила Янга Heart of Gold, где Венди Льюис подпевали все инструменталисты.
Ирина СЕВЕРИНА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.12.2008
Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн»
По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.12.2008
Manhattan Transfer выступит 10 декабря в Москве
Manhattan Transfer -- американская вокальная группа, чье название для многих ассоциируется с понятием «вокальный джаз» вообще. Всех, кто поет а капелла, так или иначе сравнивают с этой группой. Хотя Manhattan Transfer поют не только чистый джаз и не только а капелла... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.12.2008
Рождественская оратория от Российского национального оркестра
Местная публика уже привыкла к тому, что дирижер Владимир Юровский в ранге главного приглашенного дирижера плетневского РНО всегда репертуарно неординарен, осведомлен в незаигранной музыке и в музыке ХХ века... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.12.2008
Фильм «Класс» можно увидеть и на российских экранах
Про «Класс» (французское название «Между стен») столько было написано после того, как он получил главный каннский приз, что теперь, когда он появился в прокате и идет в четырех московских кинотеатрах, к этому вроде бы и нечего добавить... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама