N°228 09 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Без танцев, но с песнями Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн»
По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.
Французский трубач Эрик Трюффаз со своим квартетом (помимо трубы еще синтезатор, электрогитара и ударные) привез современный электрифицированный джаз, переходящий в джаз-рок. Именно современный, а не опережающий свое время, не настолько новый, чтобы именоваться авангардом. Музыканты играли авторские композиции своего лидера, которые не страдали излишней заумностью и, судя по всему, пришлись по вкусу московской молодежи. Были красивые, стильные темы, был джентльменский набор электронных примочек, но не было ничего экстремального, что могло бы помешать коммерческому успеху. Вместе с тем Трюффаз очень серьезный музыкант, который во всем предпочитает держаться золотой середины и, скорее, преобразовывать старое, чем изобретать принципиально новое. Холодноватый саунд его трубы в духе Майлза Дэйвиса зачастую объединяется с психоделией, с ломаными ритмами и вовсе не исключает катастрофической громкости ударной установки. Сценический имидж Трюффаза, его манера держаться на сцене тоже в чем-то близки Дэйвису: вспомните его фото, например, на обложке пластинки Aura -- раструб инструмента направлен вниз. Эрик Трюффаз эту манеру, можно сказать, абсолютизирует. Героями второго вечера стали участники американского трио The Bad Plus -- пианист Итэн Айверсон, контрабасист Рид Андерсон и барабанщик Дэйвид Кинг. Они решили сыграть в клубе совершенно не клубную музыку -- фрагмент из балета «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, один из фортепианных этюдов (№8) венгерского классика авангарда Дьердя Лигети и даже Semi-simple variations («Полупростые вариации») нью-йоркского сериалиста Милтона Бэббитта! Что интересно, в вариациях Бэббитта пианист и ударник играли настолько синхронно, что возникала иллюзия звучания «препарированного» рояля. Как пояснил Итэн Айверсон, абстрактную интеллектуальную музыку он исполняет принципиально, вне зависимости от слушательского опыта той или иной аудитории. Правда, в джазовых версиях. Надо сказать, что все три автора так или иначе связаны с джазом. У Стравинского есть целый ряд произведений, написанных под влиянием джаза и предджазовых форм (среди них -- Ebony Concerto для кларнета и джаз-бэнда), у Бэббитта -- композиция All Set для джазового ансамбля. Что касается Дьердя Лигети, московская публика, вероятно, еще не успела забыть выступление сына композитора, перкуссиониста Лукаса Лигети четыре с половиной года назад в центре «Дом» в составе интернационального ансамбля (Лукас играет и новый джаз, и рок). А вообще The Bad Plus не единственный в Америке коллектив, увлекающийся подобного рода переработками композиторской музыки ХХ века. Группа Spooky Actions, которую российские любители нового джаза знают в основном по уже не существующему фестивалю «Альтернатива», давно соединяет в своих проектах джазовую импровизацию и музыку нововенцев или, например, Оливье Мессиана. Впрочем, The Bad Plus импровизировали не только на темы современных композиторов-классиков, они играли и классику джазового авангарда -- Song X Орнетта Коулмена: долгие паузы в теме Коулмена тут же заполнял шум толпы... Ну и, конечно, не обошлось без собственных оригинальных композиций авторства Итэна Айверсона (Mint) и Дэйвида Кинга (Anthem for the Earnest). Казалось, каждый из участников трио ведет свою линию ритма, и вместе с тем эти индивидуальные линии сливались в единый звуковой поток. Ближе к концу вечера The Bad Plus представили свою соотечественницу, вокалистку Венди Льюис. Не сказать чтобы она продемонстрировала выдающиеся вокальные данные, зато у нее очень специфический, выразительный и глубокий тембр голоса, что в любой альтернативной музыке несравненно важнее. И подлинное чувство ритма. Вместе с The Bad Plus она исполнила несколько кавер-версий из репертуара известных рок-групп -- Pink Floyd, Nirvana, Heart, U2, The Bee Gees, Wilco. А на бис прозвучал хит Нила Янга Heart of Gold, где Венди Льюис подпевали все инструменталисты. |
Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн» По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество... >>
Manhattan Transfer выступит 10 декабря в Москве Manhattan Transfer -- американская вокальная группа, чье название для многих ассоциируется с понятием «вокальный джаз» вообще. Всех, кто поет а капелла, так или иначе сравнивают с этой группой. Хотя Manhattan Transfer поют не только чистый джаз и не только а капелла... >>
Рождественская оратория от Российского национального оркестра Местная публика уже привыкла к тому, что дирижер Владимир Юровский в ранге главного приглашенного дирижера плетневского РНО всегда репертуарно неординарен, осведомлен в незаигранной музыке и в музыке ХХ века... >>
Фильм «Класс» можно увидеть и на российских экранах Про «Класс» (французское название «Между стен») столько было написано после того, как он получил главный каннский приз, что теперь, когда он появился в прокате и идет в четырех московских кинотеатрах, к этому вроде бы и нечего добавить... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|