N°228 09 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Экспресс-барокко Рождественская оратория от Российского национального оркестра
Местная публика уже привыкла к тому, что дирижер Владимир Юровский в ранге главного приглашенного дирижера плетневского РНО всегда репертуарно неординарен, осведомлен в незаигранной музыке и в музыке ХХ века. Но на территорию барокко, где по нынешним правилам хорошего тона непременно должна присутствовать хоть толика аутентического мышления и соответствующих знаний, он еще не заходил.
В помощь себе и РНО, тоже никогда в барочной эстетике не работавшему, Юровский вызвал из Великобритании скрипачку Маргарет Фолтлесс, музыканта с отменной репутацией, служащую сейчас концертмейстером известного английского Оркестра века Просвещения. На нее возлагались большие надежды в деле экспресс-переучивания московских музыкантов из романтиков в барочники. Рождественская оратория Баха (три кантаты из шести, написанных к шести дням рождественских праздничных богослужений) стала первым аутентическим опытом одного из лучших российских оркестров. И многие удивились тому, что первый шаг вовсе не выглядел робко и неуверенно, но оказался весьма бодрым. Стилистическая работа, сделанная с помощью современных инструментов, при внимательном вслушивании не выглядела совсем свободно, но общая собранность партитуры (какая-то очень аристократичная и умная), нежное качество звука, внимательная интонация и светлые краски искупали предварительный характер стилистической пробы до такой степени, что как раз ученичества не было слышно. И если, например, главный аутентист в нашей местности маэстро Курентзис неофитский пыл своих музыкантов густо сдабривает большим нахрапом, то Юровский со своими подопечным легко обошелся без гулких спецэффектов. Звучание было всегда прозрачным и дельным. Значительная часть успеха всего предприятия пришлась на долю импортных солистов-вокалистов. Предполагавшегося в качестве главной звезды Марка Пэдмора красиво заменил Марк Уайлд, благодаря которому в оратории поселились внятные и обаятельные речитативы Евангелиста. Ласковое ангельское сопрано датчанки Дитты Андерсен парило над залом. Бас-баритон Штефан Логес был точен, раскован и эффектен. Лишь контратенор Кристофер Эйнсли, пожалуй, несколько разочаровал бедностью нюансов и незатейливой фразировкой, однако все же сорвал овации благодаря своему необыкновенному голосу. Между тем сольные работы не заезжих, а самых что ни на есть местных оркестрантов сделали для общего целого никак не меньше, чем работы иностранцев. У некоторых из солистов, к слову, есть опыт аутентичного исполнительства (как, например, у замечательного гобоиста Виталия Назарова). А голос трубы Владислава Лаврика легко сделает честь самому софистицированному международному проекту. В партии basso continuo кто-то мог бы предположить скорее Мирослава Максимюка, у которого огромнейший барочный опыт и превосходное владение виолой да гамба. Но и концертмейстер виолончелей, тонкий музыкант и опытный ансамблист Александр Готгельф старался на славу. Соло звезды Маргарет Фолтлесс прозвучало весьма профессионально, но так ли по-музыкантски трепетны, нежны и свободны бывают струнные соло в старой музыке (вспомнить хотя бы недавнее соло Александра Рудина в полуаутентическом Гайдне его оркестра Musica Viva)? Но и ее стараниями, и усилиями всех солистов, очень внимательного дирижера и оркестрантов (они в РНО вообще не похожи на обычных: не занятые в Рождественской оратории практически в полном составе сидели в зале) проект вышел очень удачным, стилистически взвешенным и эмоционально тонким. Даже без скидок на редкость подобных мероприятий в здешней местности, для которой это прорыв вполне грандиозный. |
Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн» По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество... >>
Manhattan Transfer выступит 10 декабря в Москве Manhattan Transfer -- американская вокальная группа, чье название для многих ассоциируется с понятием «вокальный джаз» вообще. Всех, кто поет а капелла, так или иначе сравнивают с этой группой. Хотя Manhattan Transfer поют не только чистый джаз и не только а капелла... >>
Рождественская оратория от Российского национального оркестра Местная публика уже привыкла к тому, что дирижер Владимир Юровский в ранге главного приглашенного дирижера плетневского РНО всегда репертуарно неординарен, осведомлен в незаигранной музыке и в музыке ХХ века... >>
Фильм «Класс» можно увидеть и на российских экранах Про «Класс» (французское название «Между стен») столько было написано после того, как он получил главный каннский приз, что теперь, когда он появился в прокате и идет в четырех московских кинотеатрах, к этому вроде бы и нечего добавить... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|