Время новостей
     N°228, 09 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2008
Без танцев, но с песнями
Третий фестиваль CityJazz завершился в московском клубе «Шестнадцать тонн»
По словам организаторов (агентства «Артмания»), цель В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.проекта -- популяризировать джаз и world music самого высокого качества. В этот раз, однако, мировой музыки не было, зато джазовые коллективы действительно были первоклассные, а публики набилось невероятное количество: в течение двух фестивальных вечеров танцевать было негде -- в партере стояла толпа. Да и музыка звучала малоподходящая.

Французский трубач Эрик Трюффаз со своим квартетом (помимо трубы еще синтезатор, электрогитара и ударные) привез современный электрифицированный джаз, переходящий в джаз-рок. Именно современный, а не опережающий свое время, не настолько новый, чтобы именоваться авангардом. Музыканты играли авторские композиции своего лидера, которые не страдали излишней заумностью и, судя по всему, пришлись по вкусу московской молодежи. Были красивые, стильные темы, был джентльменский набор электронных примочек, но не было ничего экстремального, что могло бы помешать коммерческому успеху. Вместе с тем Трюффаз очень серьезный музыкант, который во всем предпочитает держаться золотой середины и, скорее, преобразовывать старое, чем изобретать принципиально новое. Холодноватый саунд его трубы в духе Майлза Дэйвиса зачастую объединяется с психоделией, с ломаными ритмами и вовсе не исключает катастрофической громкости ударной установки. Сценический имидж Трюффаза, его манера держаться на сцене тоже в чем-то близки Дэйвису: вспомните его фото, например, на обложке пластинки Aura -- раструб инструмента направлен вниз. Эрик Трюффаз эту манеру, можно сказать, абсолютизирует.

Героями второго вечера стали участники американского трио The Bad Plus -- пианист Итэн Айверсон, контрабасист Рид Андерсон и барабанщик Дэйвид Кинг. Они решили сыграть в клубе совершенно не клубную музыку -- фрагмент из балета «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, один из фортепианных этюдов (№8) венгерского классика авангарда Дьердя Лигети и даже Semi-simple variations («Полупростые вариации») нью-йоркского сериалиста Милтона Бэббитта! Что интересно, в вариациях Бэббитта пианист и ударник играли настолько синхронно, что возникала иллюзия звучания «препарированного» рояля. Как пояснил Итэн Айверсон, абстрактную интеллектуальную музыку он исполняет принципиально, вне зависимости от слушательского опыта той или иной аудитории. Правда, в джазовых версиях.

Надо сказать, что все три автора так или иначе связаны с джазом. У Стравинского есть целый ряд произведений, написанных под влиянием джаза и предджазовых форм (среди них -- Ebony Concerto для кларнета и джаз-бэнда), у Бэббитта -- композиция All Set для джазового ансамбля. Что касается Дьердя Лигети, московская публика, вероятно, еще не успела забыть выступление сына композитора, перкуссиониста Лукаса Лигети четыре с половиной года назад в центре «Дом» в составе интернационального ансамбля (Лукас играет и новый джаз, и рок). А вообще The Bad Plus не единственный в Америке коллектив, увлекающийся подобного рода переработками композиторской музыки ХХ века. Группа Spooky Actions, которую российские любители нового джаза знают в основном по уже не существующему фестивалю «Альтернатива», давно соединяет в своих проектах джазовую импровизацию и музыку нововенцев или, например, Оливье Мессиана. Впрочем, The Bad Plus импровизировали не только на темы современных композиторов-классиков, они играли и классику джазового авангарда -- Song X Орнетта Коулмена: долгие паузы в теме Коулмена тут же заполнял шум толпы... Ну и, конечно, не обошлось без собственных оригинальных композиций авторства Итэна Айверсона (Mint) и Дэйвида Кинга (Anthem for the Earnest). Казалось, каждый из участников трио ведет свою линию ритма, и вместе с тем эти индивидуальные линии сливались в единый звуковой поток.

Ближе к концу вечера The Bad Plus представили свою соотечественницу, вокалистку Венди Льюис. Не сказать чтобы она продемонстрировала выдающиеся вокальные данные, зато у нее очень специфический, выразительный и глубокий тембр голоса, что в любой альтернативной музыке несравненно важнее. И подлинное чувство ритма. Вместе с The Bad Plus она исполнила несколько кавер-версий из репертуара известных рок-групп -- Pink Floyd, Nirvana, Heart, U2, The Bee Gees, Wilco. А на бис прозвучал хит Нила Янга Heart of Gold, где Венди Льюис подпевали все инструменталисты.

Ирина СЕВЕРИНА
//  читайте тему  //  Музыка