N°202
30 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.10.2008
«Восхищало то, с каким трепетом были упакованы и сохранены коллекции «Грюнес Гевельбе»
версия для печати
Нескольким поколениям советских искусствоведов знакома ставшая хрестоматийной монография «Из истории музея «Грюнес Гевельбе». Ее же обязательно привозили из ГДР продвинутые туристы, посетившие саксонскую сокровищницу декоративно-прикладного искусства. Легким языком, с яркими историческими подробностями, стилем увлекательной правдивой сказки автор рассказывал о восхитительных экспонатах «Зеленых сводов». Эта книга, в 70-е годы подаренная кем-то из знакомых моим родителям, влюбила меня в невиданное рукотворное чудо сразу и навсегда. Будучи в Дрездене, я разыскала ее автора -- доктора искусствоведения Иоахима МЕНЦХАУЗЕНА, ставшего в 1958 году первым директором возвращенного в Дрезден музея.

-- Когда вы узнали, что сокровища «Грюнес Гевельбе» возвращаются в Дрезден, что вы ощутили?

-- Двумя годами раньше Советский Союз вернул нам увезенные в 1945 году картины Дрезденской галереи. Поэтому, когда возвращались «Грюнес Гевельбе», это показалось логичным продолжением. Надо сказать, что в те годы отношение к Советскому Союзу было весьма неоднозначным. Из-за сталинской политики в отношении ГДР, да и Восточной Европы в целом многие из нас стали воспринимать освободителей как оккупантов. И, думаю, Хрущев хотел обеспечить максимальную лояльность ГДР, сделать это можно было в тех напряженных условиях средствами культуры -- вернуть нам часть историко-культурного достояния.

-- С какими проблемами пришлось столкнуться в первую очередь?

-- Так получилось, что с немецкой стороны ответственными за прием ценностей оказались не самые сильные специалисты. Ведь те, кто работал в музее до войны, были в советское время отстранены от работы -- им не доверяли. Например, в Москву оформлять документацию для возвращения поехала бывшая преподавательница-искусствовед, которая была до войны уволена из университета. Советская сторона, очевидно, посчитала это доказательством ее лояльности. В то же время многие весьма квалифицированные искусствоведы, также не запятнавшие себя симпатиями к фашизму, были отстранены от работы после войны. Конечно, с охотой брали молодежь -- к ней было больше доверия.

-- Каковы первые впечатления при виде фантастических сокровищ в этих ящиках?

-- Меня восхищало то, с каким трепетом, с какой тщательностью были упакованы и сохранены коллекции «Грюнес Гевельбе». Ведь вагоны, в которых увозили из Дрездена в Москву драгоценности, шли по специальной железнодорожной ветке, в каждом вагоне сидел автоматчик-красноармеец. Ничего не пропало, ничего не было поломано. Более того, вещи, которые в фондах «Грюнес Гевельбе» с довоенного времени хранились неотреставрированными или в виде фрагментов, также аккуратно были запакованы, не пострадали при переезде туда и обратно. Помню даже такой случай: перламутровая чешуя декоративной рыбки осыпалась из-за того, что высох клей. Так вот все до единой чешуйки (это видно по количеству крепежных гнезд) вернулись к нам в пакетике. Разумеется, прошли многие месяцы, пока мы распаковали все ящики и стали готовить выставку. Мне кажется, что по неопытности мы сделали все возможные ошибки. Например, витрины с драгоценностями снабдили длинными неоновыми лампами. И в их мертвом матовом свете алмазные украшения выглядели как плексиглас. Я сказал об этом, но от меня отмахнулись, дескать, денег нет, времени тоже нет -- открывать придется в срок. Но я возразил, используя уже идеологический, а не искусствоведческий аргумент: «Скажут, что русские вернули нам стекло вместо алмазов, это возбудит антисоветские настроения». Это подействовало. Аргумент был принят, лампы заменили.

-- Как люди отнеслись к открытию экспозиции?

-- Когда мы обращались к каким-нибудь мастерам или на заводы с просьбой о содействии, сначала почти всегда слышали категорическое «нет». Кому в послевоенной Германии была охота что-то бесплатно делать для каких-то там музейных нужд. Но стоило произнести: «Это же нужно для «Грюнес Гевельбе», как интонация менялась, и мы слышали немедленное: «Конечно, поможем». «Грюнес Гевельбе», быть может, даже в большей степени, чем Дрезденская галерея, являются объектом национальной самоидентификации саксонцев. Ведь ничего подобного более нигде в мире нет. Потому и воспринималось это как возвращение частицы самих себя. Если хотите -- как возвращение души.
Беседовала Юлия КАНТОР, доктор исторических наук



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.10.2008
50 лет назад в Восточную Германию из СССР вернулись экспонаты крупнейших немецких музеев
Сегодня в Берлине и Дрездене пройдут торжества, посвященные 50-летию возвращения коллекций немецких музеев на историческую родину. Музейщики, историки и политики соберутся на берлинском Острове музеев, в художественных собраниях саксонской столицы, чтобы вспоминать, обсуждать и, самое главное, смотреть... >>
  • //  30.10.2008
Нескольким поколениям советских искусствоведов знакома ставшая хрестоматийной монография «Из истории музея «Грюнес Гевельбе». Ее же обязательно привозили из ГДР продвинутые туристы, посетившие саксонскую сокровищницу декоративно-прикладного искусства... >>
  • //  30.10.2008
Руководитель научных программ Художественных собраний Дрездена доктор искусствоведения Гильберт ЛЮПФЕР в немецкой музейной среде слывет спокойным, деполитизированным профессионалом... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика