N°196
22 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.10.2008
На колчаковских фронтах
версия для печати
Отнюдь не считая, что современное российское кино -- это обязательно плохо, я провел один из вечеров за просмотром художественного фильма «Адмиралъ», военно-морскими афишами которого заполнена половина страны. Из всего этого рекламного изобилия можно было предположить, что авторы нового блокбастера нашли и демонстрируют новую трактовку событий Гражданской войны в России в начале прошлого столетия. И уж как минимум историю возвышенной любви самоотверженного мужчины и прекрасной женщины, которую описали строкой из соломоновой «Песни песней» -- «Ибо крепка, как смерть, любовь».

На последнем сеансе в маленьком кинозале на окраине Москвы, несмотря на позднее время и будущий рабочий день, собралось человек восемь. Из них двое были пьяны в дым, не стеснялись громко комментировать увиденное, а в особенно трагический момент запели: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!» Они не оставляли сомнений в том, какая именно социальная сила вышла в России победителем и из Гражданской войны, и из всех последующих общественно-политических коллизий. Но речь не о них. После проведенных в зале двух часов, в продолжение которых, надо сказать честно, скучать не пришлось ни минуты, у меня возникло несколько вопросов к содержательной и морально-этической части «Адмирала».

Возможно, авторы и хотели побудить зрителя к раздумьям, но больше было похоже, что они сделали героическую попытку превратить поражение Белого движения в Гражданской войне в духовную победу и чуть ли не в пример для подражания. Мне показалось, что в этом фильме под видом истории о подвиге лидеров Белого движения Александра Колчака и Владимира Каппеля рассказана история трагической неудачи, история провала огромного и очень важного политического проекта -- проекта вывода России из страшнейшего кризиса в ее истории. Важна трактовка Гражданской войны в варианте главного фильма осеннего кинопроката, рассчитанная на максимальную аудиторию, поэтому излагаемая предельно доходчиво.

В фильме «Адмиралъ» красные -- это, конечно, зло. Зло, которое где-то накипало там, внизу, пока блестящие офицеры играли в фанты, пили шампанское и слегка флиртовали в салонах с чужими женами, а как только почувствовало слабину, сразу же выплеснулось наружу и стало с бесчеловечным выражением на лицах этих прекрасных офицеров расстреливать, топить и колоть штыками. Никуда не денешься: этот же контраст узаконен сегодня между московским гламуром, картинками из телевизора и реальной жизнью, начинающейся в сотне километров от МКАД, неожиданно для федеральных политиков густой, дурно пахнущей и недоброй.

В фильме «Адмиралъ» есть реальная проблема с лицами простых людей. Создатели предпочитали концентрировать внимание на лицах исполнителей главных ролей, а вот лиц солдат и матросов почти нет даже в тех эпизодах, когда их очень хочется, очень надо для понимания увидеть. Например, лицо того канонира, которого, контуженного, окровавленного, Колчак поднимает к орудию в эпизоде своей удачной стрельбы по немецкому линкору. Этот выстрел -- единственная бесспорная удача главного героя за весь фильм. Он не был бы возможен, если бы канонир не зарядил ему пушку, а канонира-то и не показывают. Нет лиц и у матросов, которые расстреливают флотских офицеров в Кронштадте, один из них целится в убегающего в овраг мужа главной героини, некоторым образом, тоже главного героя, но почему-то оставляет ему возможность жить.

Лиц, кстати, не хватает не только красным. Нет их и у солдат, двигающихся за генералом Каппелем по заснеженной зимней тайге, долгие тысячи верст в адском морозе, после пяти лет беспрерывной войны. А ведь что-то заставляет их делать именно такой выбор. «Ледяной поход» -- подвиг каждого из них. Но авторы концентрируют внимание только на личном подвиге Каппеля. Который при всем огромном уважении к храбрости, военному гению и самоотверженности генерала отдает бессмыслицей: стоило ли человеку, которому все эти тысячи солдат вручили свои жизни, от которого зависит судьба этого отступления-наступления, после падения в полынью на морозе, когда плевок замерзает на лету, отвергать сухие сапоги с неизбежным риском отморозить ноги и в итоге умереть в страшных муках?

И уж совсем каким-то барским презрением отдает буквальное отсутствие лиц у каппелевцев, валящихся в снег под пулеметным огнем во время знаменитой атаки, той самой, которую с другой стороны показывали в знаменитом «Чапаеве». Может быть, это авторский прием -- война, мол, делает из людей вот таких куколок-вуду с комьями земли вместо лиц над воротом шинели. Но через кадр главный герой пьет в роскошном штабном вагоне шампанское с любимой им женщиной. И становится понятно, что это, видимо, тоже часть трактовки: все самое главное сделает и решит элита. А всем остальным можно расслабиться и лечь в снег без лица под шквальным вражеским огнем, или подарить гуся адмиралу Колчаку, или встать перед ним на колени -- шапку долой! Или просто бросать пивные бутылки в сторону экрана во время сеанса в полупустом кинозале.

На фоне инфернальных красных добром в фильме «Адмиралъ» является, понятно, адмирал Колчак, оказавшийся силой обстоятельств в роли человека, которому выпало спасать Россию. Добро, однако же, получилось какое-то не то чтобы безответственное, но очень уж невезучее, чтобы не сказать -- бесталанное. На протяжении большей части фильма Россия горит у Колчака в руках, как письмо от одной из его женщин. Вот адмирал произносит речь о том, что еще чуть-чуть, и его войска соединятся с Деникиным и вместе возьмут Москву. А по рядам штабных офицеров уже скользит донесение о том, что красные опять прорвали фронт в самом ответственном месте, неприятность, как всегда, случилась совершенно неожиданно и помешает сбыться прекрасным планам начальства -- примерно как нынешний экономический кризис. А вот Колчак делает характерное для силовика замечание: «Неважно, какие законы мы напишем, важно выиграть войну, потому что если мы ее проиграем, нас расстреляют». И тут же выясняется, что это было важно -- какие законы писать на территории в полстраны, потому что весь тыл уже в очагах восстания, и «место центральной власти» приходится переносить уже из Омска в Иркутск, который, пока Колчак доедет туда по Транссибу, будет занят врагами.

В поезде адмирала сопровождает бывшая жена его друга Анна Тимирева, с которой у них случается грандиозный по силе диалог за чаем из дорогих чашек: «Так бы ехать и ехать, да, Александр Васильевич?» -- «Да я, признаться, с детства не люблю поезда». Анна Тимирева между тем ради своей любви к Колчаку бросила мужа. В тот момент фильма, когда муж пытался выразить ей свое естественное, глубокое и искреннее расстройство по этому поводу, Анна Тимирева делает такое торжествующе жестокое и самодовольное лицо, что зритель может отказаться от самой мысли считать ее положительной героиней. Это же выражение превосходства над всеми окружающими скользит в ее лице и тоне в другой момент, более подходящий для смирения, чем для самолюбования: когда она является в полевой госпиталь и отвлекает измученного бесконечными операциями врача, чтобы тот нашел ей применение в качестве медицинской сестры-волонтера.

Кроме Анны Тимиревой в этом поезде едет в Иркутск треть золотого запаса империи: тот стабилизационный фонд, которого Колчаку не хватило, чтобы удержать в руках контролируемую им огромную часть страны. Но о деньгах в фильме не говорится. Это уж, видимо, совсем не вязалось бы с образом Авеля русской революции, как назвал Колчака Бунин: бросив армию, с чужой женой, на поезде, полном золота. Мне кажется, что эта модель -- сыграть по-крупному, проиграть, пренебрегая выпавшими шансами и манипулируя при этом простыми людьми при полном презрении к их судьбам, и уехать абы куда со всем стабилизационным фондом, -- эта модель, не случайно выбранная для героизации.

Правда, едва ли среди нынешних специалистов по спасению России найдется хоть один, кто готов будет в случае неудачи отправиться в прорубь с пулей в груди. Ясно одно -- виноваты во всех российских провалах в любом случае будут иностранцы: предательский французский генерал, командующий экспедиционным корпусом, и сребролюбивые чехи со словаками, в самый ответственный момент блокирующие Транссиб, чтобы отправить домой награбленное.
Иван СУХОВ



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.10.2008
МВФ надеется, что рост экономики в Европе и России все-таки продолжится
Доклад Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития региональной экономики. Европа. Преодоление шоков» пролился бальзамом на душу измученных тревожными ожиданиями европейцев. Признавая наличие кризиса сейчас, международные эксперты ожидают некоторого улучшения экономической ситуации... >>
  • //  22.10.2008
Возможная девальвация рубля не несет выгод российской экономике
Едва ли не самой популярной темой дискуссий последних дней, объединившей чиновников и живо интересующихся простых граждан, стала возможная девальвация (резкое снижение курса) рубля... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  22.10.2008
Евгений Ясин считает, что Россия может преодолеть кризис быстрее, чем Запад
Россия имеет шанс проскочить нынешний финансовый кризис за год, в то время как западным странам на это может потребоваться десятилетие. Таким оптимистическим прогнозом поделился с журналистами научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин на вчерашней пресс-конференции... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  22.10.2008
Владимир Путин готов создать космическую госкорпорацию
В России может появиться еще одна госкорпорация - на сей раз космическая. Об этом сообщил вчера вице-премьер Сергей Иванов, получивший поручение разработать предложение по созданию очередного отраслевого гиганта от главы правительства... >>
  • //  22.10.2008
Заказчикам нравится симбиоз военных брендов
Сегодня в российской оборонной промышленности появляются новые виды вооружения и военной техники, становящиеся своего рода симбиозом уже существующих известных образцов... >>
  • //  22.10.2008
Отнюдь не считая, что современное российское кино -- это обязательно плохо, я провел один из вечеров за просмотром художественного фильма «Адмиралъ», военно-морскими афишами которого заполнена половина страны... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика