N°166
10 сентября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.09.2008
С присвистом и топотом
Владимир Панков поставил второй спектакль по гоголевским «Вечерам на хуторе...»

версия для печати
Новый гоголевский спектакль Владимира Панкова стал первым среди ожидаемых премьер года, во всяком случае, именно на него в первый раз после отпусков собралась свеженькая и жаждущая новых впечатлений театральная общественность, да так, что в зале Центра имени Мейерхольда пришлось выставлять два дополнительных ряда мест. Впрочем, «Гоголь. Вечера. Часть II» -- как раз тот случай, когда особых неожиданностей не предполагалось. Поклонники жаждали именно того, за что они любят Панкова, -- верности выдуманному им жанру хоровой «саундрамы» с приплясом, зарубежные гости -- любимого фестивального формата, соединяющего национальную экзотику с не требующим перевода невербальным театром. И вторая часть «Вечеров» не подвела, неожиданностей действительно не было.

Тому, кто видел прежние спектакли Панкова, в особенности «Вечера. Часть I», которыми начался прошлый театральный сезон, ничего объяснять не надо, на этот раз режиссер-композитор работает тем же методом и с той же командой. Разночтения для зрителя выглядели не слишком существенно: в прошлой постановке в качестве темы он брал «Майскую ночь», в этой -- «Сорочинскую ярмарку» (хотя, пожалуй, на этот раз не читавшему Гоголя легче будет разобраться в сказочном сюжете). В прошлой -- главная опора была на аутентику: фольклорные украинские инструменты и песни (хотя все это смешивалось с оперными заходами, с роком и джазом) и специально привезенные с Украины расшитые костюмы. Во второй части все это есть тоже, но тут вышитые крестом рубахи частично сменяются на одежды советских колхозников -- пиджаки с сапогами и кепками да платья в цветочек с трениками. А из инструментов лидирует гармонь с цыганщиной. На этот раз в музыке на первый план, не отменяя все тех же оперных, фольклорных и джазовых номеров, выходят любимые и хорошо получающиеся у Панкова ритмические сцены, где работает одна перкуссия, а часто и ее нет, и весь густой звук а капелла дает хор, с притопом, пристуком и присвистом.

Все так же коллективно тут действие: вот запели-затопали на низах мужчины, забрасывая мешки себе на спины, загомонили высокими голосами женщины, забравшись им на плечи, и двинулась толпа, будто караван телег на ярмарку. Встал посреди сцены, засмотрелся на юную Параску гигант Грицко, бухнул иерихонским басом: «Не бойся, серденько, не бойся, я ничего не скажу тебе дурного». «Может быть, это и правда...» -- звонко отвечала, задирая к нему голову, маленькая девушка, и тут же вся толпа разбилась на пары, отовсюду зазвучало вкрадчиво женскими голосами «Не бойся, серденько...» и робкое от упирающихся мужчин «Может быть...». Чуть прозвучало слово «черт», откуда-то у всех мужчин в руках появились здоровенные деревянные кресты -- застучали ими об пол, затанцевали вокруг. А потом накинули на них рубашки -- получились пугала. Звук и общее действие, как всегда, идут в спектаклях Панкова волнами: на минуту все остановится, и скажут герои друг другу несколько слов, и вот снова вскипает волна движения и гомона, где слов не разберешь, да и смысла в них нет, это просто музыка. Впрочем, есть ли смысл во всем спектакле -- тоже вопрос. Пожалуй, никакого особого и нет, во всяком случае, нашему пониманию Гоголя эта новая постановка вряд ли что добавляет. Зато небольшие инъекции гоголевского текста и сюжета оказались очень кстати концертно-драматическому жанру, придуманному Панковым.

В этот раз все так же актеры в спектакле перемешаны с музыкантами, кто где, не разобрать, да и в программке все сложены в одну братскую могилу так, что даже имена солистов не вычленишь. Это, конечно, трогательно с точки зрения коллективного творчества, разделяющего славу на всех, но странно в ситуации, когда имена режиссеров, художников и хореографов все же поставлены отдельно. Участвуют в этом спектакле несколько славных актеров, давно работающих с Панковым: трогателен нелепый подкаблучник Солопий, которого играет Андрей Заводюк, смешна его скандальная жена Хивря -- Алина Ольшанская, но они тонут в общем хоре, да и что их выделять, если режиссер и сам этого не хотел.

Год назад говорилось, что гоголевские «Вечера», которых предполагается три, чтобы играть их в три вечера подряд, станут соответствовать временам года, и первая часть означает весну. Тогда не удалось понять, что в «Утопленнице» Панкова специфически весеннего, кроме гоголевского названия, но теперь на идее сезонов и вовсе настаивать не стали, хотя вроде бы подразумевается, что «Ярмарка» посвящена лету и осени. На следующий год обещают зиму -- «Ночь перед Рождеством», и, видимо, стоит настроиться на то, что режиссер останется верен себе и явит нам тот же концертный жанр с маленькими драматическими вкраплениями. Не столько третий спектакль, сколько третий акт того, что мы уже видели.
Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.09.2008
Владимир Панков поставил второй спектакль по гоголевским «Вечерам на хуторе...»
Новый гоголевский спектакль Владимира Панкова стал первым среди ожидаемых премьер года, во всяком случае, именно на него в первый раз после отпусков собралась свеженькая и жаждущая новых впечатлений театральная общественность... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.09.2008
Художники группы «Мост» в Москве
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, кажется, всерьез решил примерить имидж навигатора по эпохальным сюжетам искусства Нового и Новейшего времени... >>
  • //  10.09.2008
На днях выходит в прокат фильм «Пленный». Известный режиссер Алексей УЧИТЕЛЬ рассказал о своей новой -- оказавшейся весьма актуальной -- работе Наталье ШКУРЕНОК... >>
  • //  10.09.2008
Смотрите с 11 сентября на экранах Москвы
«Случайный муж» (США, 2008, Гриффин Данн). Романтическая комедия от режиссера «Дурмана любви» и «Практической магии»... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика