N°148
15 августа 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.08.2008
"Грузинское руководство бросило вызов не только России"
версия для печати
Франция, сыгравшая важную роль в урегулировании грузино-южноосетинского конфликта, сейчас ведет переговоры с другими членами Совбеза ООН, чтобы «в кратчайшие сроки» одобрить предложенный ею проект резолюции по урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии. Он включает соглашение о шести принципах урегулирования, одобренное на днях Россией и Грузией. Позицию России в отношении конфликта на Кавказе спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ разъяснил заместитель главы МИД России Александр ГРУШКО.

-- Каким России представляется теперь миротворческий механизм в Южной Осетии и Абхазии?

-- Сейчас первое условие для восстановления мира -- выполнение договоренности, достигнутой в Москве (12 августа. -- Ред.) с президентом Франции Николя Саркози и поддержанной в Евросоюзе. Возвращение вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации обеспечит прекращение огня и успокоит ситуацию. Главным миротворцем в регионе согласно всем соглашениям остается Россия. На основе имевшихся соглашений Москва и выполняла свой долг в этой трагической ситуации.

Ясно, что грузинские войска ни в какой форме не могут быть в Южной Осетии. Под международный мониторинг должно быть поставлено соблюдение грузинами их обязательства по возврату войск в постоянные места дислокации: необходимо гарантировать невозобновление военных действий, исключив удары по Южной Осетии с территории Грузии и вооруженные вылазки.

-- Как Россия относится к надеждам Тбилиси на «интернационализацию» миротворчества в Грузии?

-- Им не сбыться. На это понадобилось бы согласие всех сторон. Россия утвердила себя в качестве самого надежного миротворца. Вряд ли югоосетинская сторона доверит свою безопасность кому-либо кроме российского контингента, доказавшего свою решимость в пресечении вылазок любого масштаба. Сейчас нужны надежные гарантии того, что конфликт не возобновится, а не дебаты о форматах миротворческих миссий.

Рассмотрение возможности других международных присутствий в Грузии, включая уточнение функций миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), -- это задача вторичная. Необходимо незамедлительно заключить юридически обязывающие соглашения о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией, а также между Грузией и Абхазией. Их гарантами могли бы стать ОБСЕ, Россия, ЕС.

-- Обсуждение проблем Южной Осетии и Абхазии продолжится на международном уровне. В каких форматах?

-- В рамках диалога Россия--Евросоюз, в ООН, в ОБСЕ. Нужно обеспечить, чтобы мнение абхазского и южноосетинского народа было услышано. Международное сообщество в лице всех его основных организаций и игроков должно дать принципиальную оценку содеянного грузинским руководством. Пелена должна спасть с глаз многих наших партнеров, одурманенных демократической риторикой Тбилиси. Варварские обстрелы Цхинвали шли под разглагольствования г-на Саакашвили о защите демократических и американских ценностей.

Надеемся, что из этой трагической истории будет извлечен урок. Грузинское руководство бросило вызов не только России, но и всему современному мироустройству. Международное сообщество должно на это дать ответ. Ответственное поведение государств -- единственная гарантия создания надежной системы международной безопасности. Если же все будет замешено на идеологии, красивых словах, то мы продолжим сталкиваться с вызовами, подобными авантюрам грузинского руководства.

-- Как быть теперь с принципом «территориальной целостности Грузии»?

-- Принцип принципом, но своей авантюрой Саакашвили, как подчеркнул наш президент, нанес «невосполнимый ущерб территориальной целостности Грузии». Думаю, что потребуются десятилетия, чтобы реально встал вопрос в политической плоскости о некоей конструкции, которая позволила бы нормально сосуществовать Абхазии, Южной Осетии и Грузии. Я даже не говорю о том, что эта конструкция будет каким-то единым образованием. В любом случае решать народам Абхазии и Южной Осетии. Они выстрадали это право.

-- Кто будет осуществлять мониторинг ситуации в Южной Осетии?

-- Действовавшая в Цхинвали мониторинговая миссия ОБСЕ могла бы продолжить свою работу, когда позволят условия безопасности. Ведь в ходе грузинской бесчеловечной операции был разбомблен и офис этой организации в Цхинвали. И действующий председатель ОБСЕ г-н Александр Стубб выразил протест по этому поводу. Сотрудники были эвакуированы в Тбилиси.

-- Грузия на днях вышла из соглашения о миротворческой операции в Абхазии. Возможно ли после этого прекращение там нашей операции?

-- Соглашение было поддержано в рамках СНГ и многочисленными резолюциями Совбеза ООН. В нынешней острейшей ситуации главное -- дать принципиальную оценку военным преступлениям режима Саакашвили и обеспечить гарантии невозобновления конфликта.

-- Как же миссии наблюдателей ОБСЕ в Грузии, эмиссары НАТО и ЕС на Кавказе прозевали войну Саакашвили?

-- Не знаю. Но мы всех предупреждали, что угроза военной авантюры нарастает и необходимо побудить Грузию выполнять все взятые обязательства, заключить с Абхазией и Южной Осетией юридически обязывающее соглашение о неприменении силы. Мы убеждали наших партнеров отказаться от поставок вооружений и техники. Кстати, осуществлявшихся в нарушение «Принципов, регулирующих передачу обычных вооружений», где четко прописано, что при принятии решений о поставках вооружений государства должны учитывать наличие локальных конфликтов в стране-получателе.

-- Наличие в НАТО, да и в Евросоюзе антироссийского лобби в лице Польши, стран Балтии, США не подорвет ли переговорный процесс с ЕС по новому договору о стратегическом сотрудничестве с Россией?

-- Заявление четырех государств (Польши и трех стран Балтии. -- Ред.) относительно перспектив ведения переговоров о новом стратегическом соглашении между Россией и ЕС, на наш взгляд, было поспешным и контрпродуктивным. Если ЕС встанет на такую позицию, то нанесет ущерб и отношениям с Россией, и, самое главное, самому Евросоюзу. Думаем, что в ЕС хватит здравомыслия, чтобы изучить, как развивалась ситуация, и сделать выводы в отношении того, кем, как и почему была развязана кровавая бойня.

-- Какова степень вовлеченности США в конфликт? Военные инструкторы из США ведь давно работали в Грузии. Кстати, они там были по линии Пентагона или по линии НАТО?

-- Они были и есть по обеим линиям. Когда в 2002 году США развернули на территории Грузии программу «Обучи и вооружи», мы отмечали опасность этой программы, ибо она привносила соблазн решить конфликты на территории Грузии с помощью военной силы. Тогда наши американские коллеги заверяли, что те подразделения, которые будут подготовлены в процессе этой программы, никогда не будут задействованы во внутреннем конфликте. Увы, это наше предупреждение проигнорировали. Абсолютно неправильным было нарушение принципов торговли оружием при поставках тяжелого вооружения Грузии некоторыми странами НАТО и СНГ, в частности Украиной.

-- Будем ли мы ставить вопрос о демилитаризации Грузии?

-- Справедливая постановка вопроса, ибо сейчас нет доверия к грузинскому руководству. Главное условие уже зафиксировано в шести принципах урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии: грузинские войска должны вернуться в места постоянной дислокации мирного времени. Это обязательство должно быть проверяемым.

-- Но шестой принцип, касающийся вопросов безопасности, был изменен Саакашвили: из него изъята часть об обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности. Между тем есть прецедент Косово -- этот сербский край объявил в феврале свою независимость. И она была признана США и многими странами Евросоюза, но не Россией.

-- Мы говорили, что Косово создает прецедент, влияющий и на политику, и на устремления отдельных игроков. Шестой же принцип (об обеспечении безопасности Южной Осетии и Абхазии. -- Ред.) мы понимаем так: вопрос о статусе -- это неотъемлемая часть решения.

На карте Европы существуют такие образования, в них живут люди, и в них должны быть гарантированы права человека и обеспечен доступ к социальным и экономическим благам. И задача международного сообщества -- найти способы обеспечить им это. Надо вырабатывать общие принципы решения проблем таких территорий. События в Грузии дадут толчок к размышлениям на эту тему.

-- Где и в каком формате?

-- Еще в начале 1990-х годов ОБСЕ была близка к тому, чтобы начать обсуждать тему соотношения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. Но тогда обсуждение так и не состоялось из-за стремительно развивавшихся событий в бывшей Югославии.

Напомню, что Россия очень последовательна в отстаивании своих подходов к решению так называемых замороженных конфликтов. Мы всегда говорили о том, что вопросы статуса могут решаться только сторонами конфликта без применения силы и давления извне. Но надо идти от простого к сложному, не занимаясь вопросами о статусе на первом этапе. Надо начинать с мер доверия и с проектов в экономике. Люди на таких территориях не должны чувствовать себя изолированными. И наконец, вся работа должна вестись в тех механизмах, которые уже были согласованы международным сообществом. Если мы пойдем по пути их изменения, то это выльется в бесконечные дискуссии не по существу, а по процедуре.

-- Россия планировала подавать иск в Международный суд в Гааге в связи с преступлениями, совершенными Михаилом Саакашвили. Но ведь Россия не ратифицировала уставные документы этого суда...

-- Преступления Михаила Саакашвили не могут оставаться без правовых последствий. И граждане России, пострадавшие от варварских действий, могут и будут обращаться в Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.08.2008
Reuters
Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган вчера на переговорах в Тбилиси с грузинским президентом Михаилом Саакашвили пообещал ему содействие в восстановлении грузинского города Гори, пострадавшего во время боев... >>
  • //  15.08.2008
Хроника американских интервенций за рубежом
Последние события в Южной Осетии, Абхазии и вокруг них вызвали резкую критику США в адрес Москвы. А во время боев были моменты 9 и 10 августа, когда в Тбилиси и в Вашингтоне решили, что российские войска идут на грузинскую столицу свергать президента Михаила Саакашвили... >>
  • //  15.08.2008
Франция, сыгравшая важную роль в урегулировании грузино-южноосетинского конфликта, сейчас ведет переговоры с другими членами Совбеза ООН, чтобы «в кратчайшие сроки» одобрить предложенный ею проект резолюции по урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии... >>
  • //  15.08.2008
В Германии считают миссию Ангелы Меркель трудной
Сегодня федеральный канцлер Германии Ангела Меркель прибывает на черноморский курорт Сочи для встречи с президентом России Дмитрием Медведевым... >>
  • //  15.08.2008
В Польше не знают о жертвах в Южной Осетии
Конфликт в Южной Осетии не только привел к росту противоречий между Россией и Западом, но и породил новые противоречия внутри отдельных стран -- членов Евросоюза. К их числу в первую очередь относится Польша, президент которой Лех Качиньский сразу заявил о поддержке Тбилиси... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама