N°121
09 июля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.07.2008
И Билибин, и Китай
Фарфоровая выставка в Русском музее

версия для печати
В залах Михайловского замка Русского музея проходит выставка «Фарфор частных заводов Петербурга», на которой представлено около четырехсот произведений, созданных на знаменитых предприятиях Батенина и братьев Корниловых.

В 1818 году Ф.С. Батенин обзавелся собственным магазином в центре города -- на Невском проспекте у Казанского собора (№25). Ему было что представить на главной улице российской столицы. Роскошные золоченые вазы и сервизы с цветочными букетами и гирляндами стали визитной карточкой предприятия, так же как и часто встречающиеся в росписи архитектурные виды Петербурга. Но тематическое разнообразие батенинских росписей этим не исчерпывается: использовались античные сюжеты, батальные сцены, портреты членов императорской фамилии.

В то же время предприниматель пытался сделать фарфор доступным разным социальным слоям. Всевозможными способами он снижал себестоимость своего товара: покрывал поверхность глянцгольдом (жидким дешевым золотом), имитировал трудоемкую технику цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) при помощи кисти. Был богат и репертуар изделий. Широкое распространение на раннем этапе работы получили чашки формы «большой цилиндр», кружки-бочонки, вазы в форме амфор и кратеров и сервизы тет-а-тет с особыми подносами. Любопытно, что в 1830-х годах в изделиях появились многоцветные изображения зданий в восточном стиле, фантастических птиц и цветов, фигур «китайцев» на золотом фоне с цировкой. Возвращение китайщины, оставшейся, казалось бы, в XVIII веке, одно из открытий выставки.

Аллюзии на фарфор легендарной страны можно встретить и в продукции завода братьев Корниловых (1860-е годы). Завод этот неожиданно унаследовал славу предшественника после того, как батенинское предприятие в 1838 году пережило разрушительный пожар. Не только мастера, но и оборудование оказалось у былых конкурентов. Корниловым также был необходим Невский проспект, и их магазин располагался на главной улице столицы, хотя несколькими кварталами далее от Зимнего дворца (в доме №64). Имя Батенина сохранял лишь переулок на Выборгской стороне. Теперь он переименован, но знатокам конструктивизма известен Батенинский жилмассив -- один из ярчайших примеров архитектуры 1920-х годов.

Завод Корниловых был основан в 1835 году купеческой вдовой в деревне Полюстрово близ Петербурга. Значительное место в производстве занимала фарфоровая пластика (по мейсенским образцам И. Кендлера). Некоторое время заведение жило изготовлением доделок к сервизам императорского завода, затем попробовало найти собственную нишу и вскоре само стало поставщиком Императорского двора. С середины 1840-х годов в продукции завода нашла развитие народная тема: изображения жанровых сцен из жизни городских торговцев и ремесленников (типажные статуэтки и т.п.), например, по рисункам Н.Н. Каразина. В росписи, как ранее у Батенина, часто встречались виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков. В начале 1850-х годов завод выпустил серию предметов в «русском стиле», в 1870--1880-е тематика декора расширилась: появились мотивы древнерусских и византийских орнаментов, сюжеты из русских сказок (например, серия тарелок по рисункам Ивана Билибина). Изделия отправлялись через океан. Однако в 1910-х годах производство художественных изделий сократилось: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило больший доход. В августе 1917 года завод был закрыт -- эпоха частных фарфоровых предприятий в России подошла к концу. Экспозиция в Михайловском замке хотя и сделана по-научному тщательно (куратор И.П. Попова), все же более ориентирована на великолепное зрелище. Для развития фантазии зрителей фарфор представлен в окружении прекрасных образцов мебели эпох ампира и историзма. Отсутствие постоянной экспозиции отдела прикладного искусства в Русском музее в известной степени компенсируется такими выставками.
Николай ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.07.2008
Переиздана уникальная книга о русском балете
В 1918 году в Петрограде пожар в типографии уничтожил тираж четвертого тома «Истории танцев» Сергея Николаевича Худекова... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  09.07.2008
Фарфоровая выставка в Русском музее
В залах Михайловского замка Русского музея проходит выставка «Фарфор частных заводов Петербурга», на которой представлено около четырехсот произведений, созданных на знаменитых предприятиях Батенина и братьев Корниловых... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.07.2008
Смотрите с 10 июля на экранах Москвы
«Хэнкок» (США, 2008, Питер Берг). Фильм открытия последнего ММКФ (рецензию читайте во «Времени новостей» от 20 июня) и, судя по первым итогам кассовых сборов в мире, один из самых главных хитов сезона... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  09.07.2008
Позавчера будущие гуманитарии, решившие связать свою судьбу с Московским университетом, писали сочинение. Старейший наш вуз неуклонно блюдет традиции: тут сохранили не только само сочинение, но и памятный с позднесоветских времен расклад тем: одна -- по словесности первой половины XIX века, другая -- по второй, третья -- по ХХ столетию... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама