Время новостей
     N°121, 09 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2008
И Билибин, и Китай
Фарфоровая выставка в Русском музее
В залах Михайловского замка Русского музея проходит выставка «Фарфор частных заводов Петербурга», на которой представлено около четырехсот произведений, созданных на знаменитых предприятиях Батенина и братьев Корниловых.

В 1818 году Ф.С. Батенин обзавелся собственным магазином в центре города -- на Невском проспекте у Казанского собора (№25). Ему было что представить на главной улице российской столицы. Роскошные золоченые вазы и сервизы с цветочными букетами и гирляндами стали визитной карточкой предприятия, так же как и часто встречающиеся в росписи архитектурные виды Петербурга. Но тематическое разнообразие батенинских росписей этим не исчерпывается: использовались античные сюжеты, батальные сцены, портреты членов императорской фамилии.

В то же время предприниматель пытался сделать фарфор доступным разным социальным слоям. Всевозможными способами он снижал себестоимость своего товара: покрывал поверхность глянцгольдом (жидким дешевым золотом), имитировал трудоемкую технику цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) при помощи кисти. Был богат и репертуар изделий. Широкое распространение на раннем этапе работы получили чашки формы «большой цилиндр», кружки-бочонки, вазы в форме амфор и кратеров и сервизы тет-а-тет с особыми подносами. Любопытно, что в 1830-х годах в изделиях появились многоцветные изображения зданий в восточном стиле, фантастических птиц и цветов, фигур «китайцев» на золотом фоне с цировкой. Возвращение китайщины, оставшейся, казалось бы, в XVIII веке, одно из открытий выставки.

Аллюзии на фарфор легендарной страны можно встретить и в продукции завода братьев Корниловых (1860-е годы). Завод этот неожиданно унаследовал славу предшественника после того, как батенинское предприятие в 1838 году пережило разрушительный пожар. Не только мастера, но и оборудование оказалось у былых конкурентов. Корниловым также был необходим Невский проспект, и их магазин располагался на главной улице столицы, хотя несколькими кварталами далее от Зимнего дворца (в доме №64). Имя Батенина сохранял лишь переулок на Выборгской стороне. Теперь он переименован, но знатокам конструктивизма известен Батенинский жилмассив -- один из ярчайших примеров архитектуры 1920-х годов.

Завод Корниловых был основан в 1835 году купеческой вдовой в деревне Полюстрово близ Петербурга. Значительное место в производстве занимала фарфоровая пластика (по мейсенским образцам И. Кендлера). Некоторое время заведение жило изготовлением доделок к сервизам императорского завода, затем попробовало найти собственную нишу и вскоре само стало поставщиком Императорского двора. С середины 1840-х годов в продукции завода нашла развитие народная тема: изображения жанровых сцен из жизни городских торговцев и ремесленников (типажные статуэтки и т.п.), например, по рисункам Н.Н. Каразина. В росписи, как ранее у Батенина, часто встречались виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков. В начале 1850-х годов завод выпустил серию предметов в «русском стиле», в 1870--1880-е тематика декора расширилась: появились мотивы древнерусских и византийских орнаментов, сюжеты из русских сказок (например, серия тарелок по рисункам Ивана Билибина). Изделия отправлялись через океан. Однако в 1910-х годах производство художественных изделий сократилось: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило больший доход. В августе 1917 года завод был закрыт -- эпоха частных фарфоровых предприятий в России подошла к концу. Экспозиция в Михайловском замке хотя и сделана по-научному тщательно (куратор И.П. Попова), все же более ориентирована на великолепное зрелище. Для развития фантазии зрителей фарфор представлен в окружении прекрасных образцов мебели эпох ампира и историзма. Отсутствие постоянной экспозиции отдела прикладного искусства в Русском музее в известной степени компенсируется такими выставками.

Николай ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки