N°96
05 июня 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2007
"Поиск новых партнеров -- это полностью легитимный подход"
версия для печати
Стремясь к диверсификации источников закупок энергоносителей, Европа присматривается к наиболее привлекательным альтернативным поставщикам нефти и природного газа в Персидском заливе -- так в общих словах координатор по энергетической политике фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Йоахим ПФАЙФФЕР обозначил корреспонденту «Энергии Европы» цель своей недавней поездки в Катар. В последние дни мая он посетил эту страну в составе немецкой делегации, которую возглавлял федеральный министр экономики Михаэль Глос.

-- Какова была ваша миссия в Катаре?

-- В долгосрочной перспективе мы видим большие возможности для импорта природного газа из этого региона. Для этого сейчас ведется практическая работа по созданию необходимой инфраструктуры для приема требуемых объемов сжиженного газа, транспортируемого морским путем. Хотя вполне допустима также идея прокачки ближневосточного газа в Европу с помощью трубопроводов.

-- В последние годы в европейской энергополитике все прочнее укореняется понятие «диверсификация». Импортеры, стремясь обезопасить себя от пока еще во многом гипотетической зависимости от «одного поставщика», ищут новые пути для закупок нефти и газа. Россия также постепенно приходит к практическому пониманию этого принципа: примером тому недавние соглашения России, Казахстана и Туркменистана о реконструкции и строительстве совместного газопровода. В то же время в теории или на практике ведется прокладка конкурентных нитей трубопроводов в обход тех или иных «проблемных» стран или регионов. Некоторые уже называют это «трубопроводной войной». Насколько это справедливо?

-- Мне ни в коем случае в этой связи не хотелось бы говорить о якобы существующей «войне». Налицо различные интересы различных стран, что само по себе вполне естественно. Диверсификация не должна и не может быть неким односторонним принципом. Россия в качестве производителя и экспортера также обладает законным правом вести поиски новых партнеров по нефтегазовому бизнесу -- будь то в направлении Китая или Индии либо в каких-либо иных направлениях. Это, повторяю, полностью легитимный подход. Равно как и стремление Европейского союза к поиску новых, дополнительных возможностей для своего энергоснабжения. С этой целью ЕС стремится и к созданию альтернативных трубопроводов или систем по импорту сжиженного природного газа из регионов, которые потенциально могут стать важными поставщиками топлива в Европу. Рост числа продавцов и числа покупателей энергосырья идет лишь на пользу всем кооперирующим в этом секторе экономики сторонам. Мы приветствуем любые инвестиции в трубопроводный транспорт -- будь то «Северный поток», южный газопровод Nabucco или какие-либо иные энергетические артерии, включая создание в Европе терминалов для приема танкеров со сжиженным природным газом. Подобное разнообразие транспортных путей улучшает диверсификацию источников закупок энергоносителей и соответственно энергобезопасность для стран ЕС.

-- В октябре 2000 года на саммите Россия--ЕС в Париже было принято решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок для обеих сторон. Сегодня эта идея, по сути дела, заморожена. Европейские страны-импортеры ищут пути избавления своих стран и всего ЕС в целом от «односторонней зависимости» от российских энергопоставок. Что, на ваш взгляд, стало причиной такой трансформации?

-- Согласен, энергетический диалог на самом деле функционирует не так, как нам всем того хотелось бы. Да и Энергетическая хартия не ратифицирована Россией. Вдобавок к этому время от времени во взаимоотношениях с российской стороной возникают напряженности, которые также не добавляют уверенности в процесс сотрудничества. Если мы хотим прийти к пониманию темы «энергетика» с точки зрения рыночной экономики, включая проблемы спроса и предложения, ценообразования и т.п., то в основу отношений между поставщиком и импортером должны быть положены справедливые и понятные базисные условия. С моей точки зрения, в последние годы в России нам пришлось столкнуться с рядом досадных явлений -- от истории с ЮКОСом до попыток российских властей предельно усложнить деятельность на территории страны крупных зарубежных концернов, получивших в свое время лицензии на разработку нефтегазовых месторождений. Все это, разумеется, не сочетается с тем духом взаимной плодотворной кооперации в энергетическом секторе на основе рыночных принципов, который мы себе представляли, говоря о начале партнерского энергетического диалога. В последнее время мы становимся свидетелями растущего стремления российских предприятий, например концерна «Газпром», выйти на рынки Европейского союза, и Германии в частности. Хотел бы подчеркнуть, что этот процесс, который мы готовы поддерживать в рамках существующих норм и требований, возможен лишь на основе рыночной взаимности с российской стороны. В наших взаимоотношениях поставщик--импортер выстроилась система взаимозависимости: Европе нужны российские нефть и природный газ, России -- деньги от продажи энергоносителей. Однако до конца гармонично система может функционировать лишь при соблюдении справедливых и честных условий на обеих сторонах партнерской цепочки.

-- Этой весной в Катаре ряд стран-производителей обсуждали возможности для создания «газовой ОПЕК». ЕС отреагировала на это сдержанно-отрицательно, а США, напротив, недавно даже пригрозили международно-правовыми карами. Почему такая разница в реакции?

-- Разумеется, деятельность такого картеля, если бы он был создан, негативно скажется на энергоснабжении и энергобезопасности не только Европы, но и всего мира. Ведь смысл создания газового картеля и состоит в том, чтобы парализовать либо попытаться обойти рыночные механизмы сотрудничества в энергетическом секторе. Замысел «газовой ОПЕК» заключается в установлении власти производителей и экспортеров над покупателями газа. Примечательно, что одну из заглавных ролей в этом процессе стала играть Россия, стремящаяся одновременно к вступлению в ВТО. Тем самым Россия открыто ставит себя в энергетическом секторе над действующими нормами и правилами ВТО, что несовместимо со статусом членства в этой организации. Таким образом, России, с моей точки зрения, придется выбирать между «газовой ОПЕК» и ВТО: либо она окончательно изберет для себя во взаимоотношениях с импортерами энергоносителей рыночный путь, либо пойдет по иному пути. Но во втором случае ей придется рассчитывать на возможные отрицательные для нее последствия в других сферах.
Беседовал Юрий ШПАКОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.06.2007
"Большой восьмерке" нужно решить, способна ли она сообща бороться с глобальным потеплением
Саммит «большой восьмерки» в Хайлигендамме еще не открылся, но уже можно утверждать, что он останется в истории этого клуба благодаря, во-первых, серьезным беспорядкам и, во-вторых, расколу между лидерами... >>
  • //  01.06.2007
В интервью «Энергии Европы» технический директор компании Nord Stream AG, являющейся оператором проекта по строительству газопровода «Северный поток», Сергей СЕРДЮКОВ рассказал о том, как идет подготовка проекта и как сказываются на ней политические разногласия России с некоторыми странами ЕС... >>
  • //  01.06.2007
Евросоюз обречен на поиск новых источников поставки сырья
Несмотря на успешное, казалось бы, завершение конфликтов с транзитными странами -- Украиной и Белоруссией, идея о российской газовой угрозе овладела умами европейцев. Однако причиной тому не только ужесточение политики Москвы в сфере энергоресурсов... >>
  • //  01.06.2007
Саммит в Самаре: начало нового этапа в отношениях России и Евросоюза
Итоги прошедшего в Самаре саммита Россия--ЕС подвергаются критике с обеих сторон. Спустя десятилетие после начала кооперации в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года между Москвой и Брюсселем обнажились проблемы, дающие повод говорить о начале «холодного мира»... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  01.06.2007
ЕС и США станут конкурентами на глобальном рынке сжиженного газа
Потребность Европы в импорте природного газа возрастет приблизительно вдвое в ближайшие 20 лет. Россия в одиночку окажется не в состоянии покрывать растущий спрос, а значительный объем топлива ЕС планирует закупать в виде сжиженного природного газа... >>
  • //  01.06.2007
Возможна ли "газовая ОПЕК"?
На форуме стран -- экспортеров природного газа в апреле этого года в Катаре его участники приняли решение о более интенсивной кооперации и при этом вновь обсудили вопрос об основании «газовой ОПЕК»... >>
  • //  01.06.2007
Стремясь к диверсификации источников закупок энергоносителей, Европа присматривается к наиболее привлекательным альтернативным поставщикам нефти и природного газа в Персидском заливе -- так в общих словах координатор по энергетической политике фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Йоахим ПФАЙФФЕР обозначил корреспонденту «Энергии Европы» цель своей недавней поездки в Катар... >>
  • //  04.06.2007
Кооперация «Газпрома» и E.ON Ruhrgas вносит вклад в энергобезопасность Европы
Несмотря на негативный политический фон, коммерческие партнеры «Газпрома» в Европе по-прежнему считают это сотрудничество основой надежного снабжения своих потребителей природным газом... >>
  • //  01.06.2007
E.ON Ruhrgas создает новейшие энергосберегающие технологии
Современные научные исследования и разработки являются ключом к рациональному, безопасному и экономичному использованию ресурсов природного газа. Однако сейчас на повестке дня стоит уже не просто разработка, но освоение и внедрение на рынок наиболее экологичных и эффективных технологий использования газа... >>
  • //  01.06.2007
Влияние перепадов температуры на объемы потребления газа
Потребление природного газа в Германии в 2006 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,5%, составив 88 млрд кубометров газа, или 79 млн тонн нефтяного эквивалента... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама