|
|
N°96, 05 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Поиск новых партнеров -- это полностью легитимный подход"
Стремясь к диверсификации источников закупок энергоносителей, Европа присматривается к наиболее привлекательным альтернативным поставщикам нефти и природного газа в Персидском заливе -- так в общих словах координатор по энергетической политике фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Йоахим ПФАЙФФЕР обозначил корреспонденту «Энергии Европы» цель своей недавней поездки в Катар. В последние дни мая он посетил эту страну в составе немецкой делегации, которую возглавлял федеральный министр экономики Михаэль Глос.
-- Какова была ваша миссия в Катаре?
-- В долгосрочной перспективе мы видим большие возможности для импорта природного газа из этого региона. Для этого сейчас ведется практическая работа по созданию необходимой инфраструктуры для приема требуемых объемов сжиженного газа, транспортируемого морским путем. Хотя вполне допустима также идея прокачки ближневосточного газа в Европу с помощью трубопроводов.
-- В последние годы в европейской энергополитике все прочнее укореняется понятие «диверсификация». Импортеры, стремясь обезопасить себя от пока еще во многом гипотетической зависимости от «одного поставщика», ищут новые пути для закупок нефти и газа. Россия также постепенно приходит к практическому пониманию этого принципа: примером тому недавние соглашения России, Казахстана и Туркменистана о реконструкции и строительстве совместного газопровода. В то же время в теории или на практике ведется прокладка конкурентных нитей трубопроводов в обход тех или иных «проблемных» стран или регионов. Некоторые уже называют это «трубопроводной войной». Насколько это справедливо?
-- Мне ни в коем случае в этой связи не хотелось бы говорить о якобы существующей «войне». Налицо различные интересы различных стран, что само по себе вполне естественно. Диверсификация не должна и не может быть неким односторонним принципом. Россия в качестве производителя и экспортера также обладает законным правом вести поиски новых партнеров по нефтегазовому бизнесу -- будь то в направлении Китая или Индии либо в каких-либо иных направлениях. Это, повторяю, полностью легитимный подход. Равно как и стремление Европейского союза к поиску новых, дополнительных возможностей для своего энергоснабжения. С этой целью ЕС стремится и к созданию альтернативных трубопроводов или систем по импорту сжиженного природного газа из регионов, которые потенциально могут стать важными поставщиками топлива в Европу. Рост числа продавцов и числа покупателей энергосырья идет лишь на пользу всем кооперирующим в этом секторе экономики сторонам. Мы приветствуем любые инвестиции в трубопроводный транспорт -- будь то «Северный поток», южный газопровод Nabucco или какие-либо иные энергетические артерии, включая создание в Европе терминалов для приема танкеров со сжиженным природным газом. Подобное разнообразие транспортных путей улучшает диверсификацию источников закупок энергоносителей и соответственно энергобезопасность для стран ЕС.
-- В октябре 2000 года на саммите Россия--ЕС в Париже было принято решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок для обеих сторон. Сегодня эта идея, по сути дела, заморожена. Европейские страны-импортеры ищут пути избавления своих стран и всего ЕС в целом от «односторонней зависимости» от российских энергопоставок. Что, на ваш взгляд, стало причиной такой трансформации?
-- Согласен, энергетический диалог на самом деле функционирует не так, как нам всем того хотелось бы. Да и Энергетическая хартия не ратифицирована Россией. Вдобавок к этому время от времени во взаимоотношениях с российской стороной возникают напряженности, которые также не добавляют уверенности в процесс сотрудничества. Если мы хотим прийти к пониманию темы «энергетика» с точки зрения рыночной экономики, включая проблемы спроса и предложения, ценообразования и т.п., то в основу отношений между поставщиком и импортером должны быть положены справедливые и понятные базисные условия. С моей точки зрения, в последние годы в России нам пришлось столкнуться с рядом досадных явлений -- от истории с ЮКОСом до попыток российских властей предельно усложнить деятельность на территории страны крупных зарубежных концернов, получивших в свое время лицензии на разработку нефтегазовых месторождений. Все это, разумеется, не сочетается с тем духом взаимной плодотворной кооперации в энергетическом секторе на основе рыночных принципов, который мы себе представляли, говоря о начале партнерского энергетического диалога. В последнее время мы становимся свидетелями растущего стремления российских предприятий, например концерна «Газпром», выйти на рынки Европейского союза, и Германии в частности. Хотел бы подчеркнуть, что этот процесс, который мы готовы поддерживать в рамках существующих норм и требований, возможен лишь на основе рыночной взаимности с российской стороны. В наших взаимоотношениях поставщик--импортер выстроилась система взаимозависимости: Европе нужны российские нефть и природный газ, России -- деньги от продажи энергоносителей. Однако до конца гармонично система может функционировать лишь при соблюдении справедливых и честных условий на обеих сторонах партнерской цепочки.
-- Этой весной в Катаре ряд стран-производителей обсуждали возможности для создания «газовой ОПЕК». ЕС отреагировала на это сдержанно-отрицательно, а США, напротив, недавно даже пригрозили международно-правовыми карами. Почему такая разница в реакции?
-- Разумеется, деятельность такого картеля, если бы он был создан, негативно скажется на энергоснабжении и энергобезопасности не только Европы, но и всего мира. Ведь смысл создания газового картеля и состоит в том, чтобы парализовать либо попытаться обойти рыночные механизмы сотрудничества в энергетическом секторе. Замысел «газовой ОПЕК» заключается в установлении власти производителей и экспортеров над покупателями газа. Примечательно, что одну из заглавных ролей в этом процессе стала играть Россия, стремящаяся одновременно к вступлению в ВТО. Тем самым Россия открыто ставит себя в энергетическом секторе над действующими нормами и правилами ВТО, что несовместимо со статусом членства в этой организации. Таким образом, России, с моей точки зрения, придется выбирать между «газовой ОПЕК» и ВТО: либо она окончательно изберет для себя во взаимоотношениях с импортерами энергоносителей рыночный путь, либо пойдет по иному пути. Но во втором случае ей придется рассчитывать на возможные отрицательные для нее последствия в других сферах.
Беседовал Юрий ШПАКОВ