N°94 01 июня 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Примечательная вдова «Одиссея таракана» Йоко Оно
Московская биеннале продолжается выставкой Йоко Оно «Одиссея таракана», открывшейся на 4-м этаже ЦУМа. И, пожалуй, именно в этой выставке наиболее четко проявляется заявленная тема биеннале «Примечания. Геополитика, рынок, амнезия» -- художественная деятельность Йоко Оно была примечанием к ее браку с Джоном Ленноном, а ее пацифистская борьба за мир растворилась бы в массе аналогичных жестов рядовых хиппи, если бы звездная пара не поняла, что искусство живет по законам рынка. Они и не скрывали того, что используют музыкальную славу Леннона для популяризации своего искусства. О нарциссистских постельных перформансах с Йоко Джон говорил: «Генри Форд знал, как продавать автомобили через рекламу. Я продаю мир. Мы с Йоко всего лишь огромная рекламная кампания. Мы мистер и миссис Мир». С тех пор прошло почти полвека, но вдова упорно продолжает свою кампанию, причем теми же наивными способами, что и в 60-е.
Стены выставки обклеены фотообоями с серыми урбанистическими пейзажами и сценами насилия. Увеличенные предметы: огромный ботинок с лужей крови под каблуком, наручные часы в человеческий рост, семиметровая окровавленная бейсбольная бита и гигантская урна с вываливающимися из нее гипсовыми человеческими телами должны поставить зрителя на место мелкого насекомого, чья жизнь ничего не стоит и в любой момент может быть отнята тем, кто сильнее. Но выставочный контекст дорогого универмага заставляет в первую очередь вспомнить об изобретательности оформителей витрин и креативности рекламных агентств. Не чувствуешь себя тварью дрожащей, наоборот, право имеющей -- на крупные покупки дорогой обуви и часов на первых этажах того же здания, а чья там кровь на купюрах, неважно. Благие намерения художницы девальвируются банальностью и неточностью образов. Констатация факта насилия еще не является его критикой, и обобщенная метафора войны и смерти не может тронуть за живое. Все уже давно в курсе, что мир лучше войны, однако люди продолжают убивать и вряд ли их сможет остановить искусство, схожее с дежурной пропагандистской выставкой в каком-нибудь благотворительном миротворческом фонде. Миссия художника провалена, но не окончательно. Одна часть этой гигантской инсталляции действительно работает. Раздвигая занавеску из голубых стеклянных бусин, как будто перемещаешься в те времена, когда казалось, что flower-power сможет изменить мир. Стены комнаты -- виды девственной природы, посередине столик для косметики с рамой, из которой вынуто зеркало. Вместо фальшивого лица, которое каждый рисует на истинном облике, прежде чем выйти в свет, через раму виден идеальный мир, на котором еще не отразилось губительное присутствие человека. Как в песне из мультфильма, ставшего коллективным воспоминанием советских детей: «Наш ковер -- цветочная поляна, наши стены -- сосны-великаны». Коридор, ведущий из комнаты, прямо-таки тактильно заставляет впасть в детство. Черное длинное пространство чем дальше, тем больше сужается и становится ниже настолько сильно, что чувствуешь себя Алисой в Зазеркалье. Такого эффекта художница достигла, умножив законы перспективы на реальное уменьшение размеров стен и потолка. В конце коридора тупик -- черная стена с маленькой сияющей фотографией радуги над лесом. Смотреть на фото можно бесконечно долго, но внутри оказаться невозможно. Приходится возвращаться по этому коридору, повзрослеть и, снова прошелестев стеклянной занавеской, оказаться лицом к лицу с миром жестокости и насилия. Если ребенок может не замечать темных сторон жизни только потому, что родители заботятся о нем, то взрослому это непозволительно. Йоко Оно будто бы сама критикует свою стратегию пацифизма, который есть не более чем пассивность и мечтательность. Когда-то жесты хиппи были действенными, но жизнь изменилась, и те, кто хочет воевать, обзавелись новым оружием, значит, и те, кто им противостоит, должны модернизировать свои образные средства. Детям цветов давно пора понять, что совать цветы в дула автоматов бесполезно -- растения там все равно не приживутся, и металл по-прежнему сильнее органики. Металл переплавился в другую форму, пистолеты суть монеты, и военные действия лишь средство приумножения капитала. Игнорировать причину и уделять внимание лишь следствиям очень недальновидно со стороны борца за мир, которым представляет себя Йоко Оно. |
«Лебединое озеро» компании New adventures на Чеховском фестивале «Лебединое озеро» Мэтью Боурн сочинил двенадцать лет назад, и по сей день это самый знаменитый, самый востребованный на гастролях спектакль его английской компании New adventures... >>
В Москве проходит фестиваль «Антиквариум» Фестиваль «Антиквариум» в «Школе драматического искусства» на Сретенке кажется безумно элитарной затеей: посвященный идее исторической реконструкции, он консолидирует тех, кому интересна музыка в подлиннике -- на исторических инструментах в манере породившей ее эпохи... >>
«Одиссея таракана» Йоко Оно Московская биеннале продолжается выставкой Йоко Оно «Одиссея таракана», открывшейся на 4-м этаже ЦУМа. И, пожалуй, именно в этой выставке наиболее четко проявляется заявленная тема биеннале «Примечания... >>
Триумф частного собирательства в московских музеях Сегодня демонстрация личных коллекций стала лейтмотивом выставочной деятельности крупнейших российских музеев. Собиратели вышли из подполья и будто бы борются за зрительский интерес... >>
К Оно: Йоко Оно выбросила сотню манекенов в гигантскую урну, чтобы показать, как мало ценится жизнь человека >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|