N°51 26 марта 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Слегка беременны «РодДом» в МАРХИ
Известную шутку о том, что нельзя быть чуть-чуть беременным, блестяще опровергает выставка-спецпроект Второй Московской биеннале «РодДом», что открылась в новой галерее ВХУТЕМАС Московского архитектурного института. Куратору Юрию Аввакумову пришла в голову остроумная идея: процесс формообразования предъявить перформансом на тему деторождения. В самой идее тонко обыгран гений места -- ВХУТЕМАС, в здании которого (ныне принадлежит МАРХИ на Рождественке), возведенном на стыке эпох модерна и авангарда в 1912--1914 годов архитектором А.В. Кузнецовым, и располагается новая галерея. Просуществовавший с 1920 по 1927 год ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был лабораторией формотворчества. В программу обучения входили пропедевтические дисциплины «Пространство», «Объем», «Цвет». Преподавали во ВХУТЕМАС столпы авангарда: Н. Ладовский, А. Веснин, И. Голосов... Выбран для галереи чудесный зал: чистота, прозрачность, свет, идеальная форма ротонды под куполом -- мистерия рождения конструктивизма из духа ар-нуво. Итак, «РодДом» -- формула явления архитектурной формы.
На выставку приглашены российские архитекторы, умеющие хорошо мыслить и небанально свои мысле-формы инсталлировать: Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, бюро «Меганом», бюро «А -- Б», Сергей Скуратов, Сергей Чобан, Владимир Плоткин... Россияне пригласили своих зарубежных друзей: Гари Чанга, Адриана Гезе, Хани Рашида... Сам Юрий Аввакумов представил дом «Матрешку» -- очень давний проект с вложенными друг в друга матрешечными матрицами -- простоте и экономичности могли бы позавидовать и Норман Фостер, и Тойо Ито. А лучшим проектом выставки считаю «Формоимитатор» Юрия Кузина. Это наглядное доказательство того, что быть слегка беременным новой формой вполне себе можно. «Мечтательный аппарат» в форме детских качелей на круглой платформочке находится в совершенном покое. Лишь металлические струны на перекладине стянуты в фигуру, символизирующую неродившуюся пока форму. А что за формы рождаются при предполагаемом движении струн в момент раскачивания? Над качелями парит куб из прозрачных экранов. Чертежи на экранах наглядно показывают, как в движении происходит трансформация геометрических образов: сперва круг -- затем шар -- далее куб -- потом пирамида -- наконец, конус. Восхитительно изящный, «на котурнах» мысли проект. В целом выставка, даже если отсечь от нее западных участников, могла бы достойно выступить в российском павильоне на Венецианской биеннале. Тем более что к подобной маэстрии проектных предложений -- клаузур -- охотно и регулярно обращаются другие участники всемирного форума: немцы, например. Какой будет дальнейшая выставочная программа новой галереи? Это проблема, и она очень важна, так как культура показа архитектуры в модусе современного искусства в России отсутствует после исчезновения ВХУТЕМАС и его преемника ВХУТЕИН (уже не мастерских, а института, существовавшего до 1930 года). Родителем галереи ВХУТЕМАС является Музей Московского архитектурного института. Он владеет богатейшим и мало кому известным архивом по истории архитектурных школ в Москве со времен Елизаветы Петровны (школа автора уничтоженных Красных ворот князя Дмитрия Ухтомского) и по настоящее время. По мнению директора музея Ларисы Ивановой-Веэн, в новой галерее имеет смысл концептуальные выставки современной архитектуры чередовать с проектами, в которых листаются страницы истории архитектурного формотворчества. И не только Москвы. И даже не только России. |
Все главные "Ники" достались фильму Павла Лунгина Двадцатая юбилейная церемония вручения премии «Ника» шла шесть часов. До ее завершения досидели только самые стойкие, но они были вознаграждены, и не только ярким концертным номером Максима Галкина, но и разгоревшейся под конец дискуссией о состоянии российского кинематографа... >>
«Черепашки-ниндзя» на московских экранах Давным-давно кто-то бездушный и нехороший спустил четырех маленьких черепашек в нью-йоркскую канализацию... >>
Лев Додин по-своему прочитал роман Василия Гроссмана Роман Гроссмана «Жизнь и судьба» окончен в 1960-м, опубликован в России в 88-м, а прежде, тщанием диссидентов, на Западе. Постановщик нынешнего спектакля в Малом драматическом театре -- Театре Европы Лев Додин в свое время познакомился как раз с «тамошним» изданием... >>
«РодДом» в МАРХИ Известную шутку о том, что нельзя быть чуть-чуть беременным, блестяще опровергает выставка-спецпроект Второй Московской биеннале «РодДом», что открылась в новой галерее ВХУТЕМАС Московского архитектурного института... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|