N°51
26 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.03.2007
Слегка беременны
«РодДом» в МАРХИ

версия для печати
Известную шутку о том, что нельзя быть чуть-чуть беременным, блестяще опровергает выставка-спецпроект Второй Московской биеннале «РодДом», что открылась в новой галерее ВХУТЕМАС Московского архитектурного института. Куратору Юрию Аввакумову пришла в голову остроумная идея: процесс формообразования предъявить перформансом на тему деторождения. В самой идее тонко обыгран гений места -- ВХУТЕМАС, в здании которого (ныне принадлежит МАРХИ на Рождественке), возведенном на стыке эпох модерна и авангарда в 1912--1914 годов архитектором А.В. Кузнецовым, и располагается новая галерея. Просуществовавший с 1920 по 1927 год ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был лабораторией формотворчества. В программу обучения входили пропедевтические дисциплины «Пространство», «Объем», «Цвет». Преподавали во ВХУТЕМАС столпы авангарда: Н. Ладовский, А. Веснин, И. Голосов... Выбран для галереи чудесный зал: чистота, прозрачность, свет, идеальная форма ротонды под куполом -- мистерия рождения конструктивизма из духа ар-нуво. Итак, «РодДом» -- формула явления архитектурной формы.

На выставку приглашены российские архитекторы, умеющие хорошо мыслить и небанально свои мысле-формы инсталлировать: Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, бюро «Меганом», бюро «А -- Б», Сергей Скуратов, Сергей Чобан, Владимир Плоткин... Россияне пригласили своих зарубежных друзей: Гари Чанга, Адриана Гезе, Хани Рашида... Сам Юрий Аввакумов представил дом «Матрешку» -- очень давний проект с вложенными друг в друга матрешечными матрицами -- простоте и экономичности могли бы позавидовать и Норман Фостер, и Тойо Ито. А лучшим проектом выставки считаю «Формоимитатор» Юрия Кузина. Это наглядное доказательство того, что быть слегка беременным новой формой вполне себе можно. «Мечтательный аппарат» в форме детских качелей на круглой платформочке находится в совершенном покое. Лишь металлические струны на перекладине стянуты в фигуру, символизирующую неродившуюся пока форму. А что за формы рождаются при предполагаемом движении струн в момент раскачивания? Над качелями парит куб из прозрачных экранов. Чертежи на экранах наглядно показывают, как в движении происходит трансформация геометрических образов: сперва круг -- затем шар -- далее куб -- потом пирамида -- наконец, конус. Восхитительно изящный, «на котурнах» мысли проект.

В целом выставка, даже если отсечь от нее западных участников, могла бы достойно выступить в российском павильоне на Венецианской биеннале. Тем более что к подобной маэстрии проектных предложений -- клаузур -- охотно и регулярно обращаются другие участники всемирного форума: немцы, например.

Какой будет дальнейшая выставочная программа новой галереи? Это проблема, и она очень важна, так как культура показа архитектуры в модусе современного искусства в России отсутствует после исчезновения ВХУТЕМАС и его преемника ВХУТЕИН (уже не мастерских, а института, существовавшего до 1930 года).

Родителем галереи ВХУТЕМАС является Музей Московского архитектурного института. Он владеет богатейшим и мало кому известным архивом по истории архитектурных школ в Москве со времен Елизаветы Петровны (школа автора уничтоженных Красных ворот князя Дмитрия Ухтомского) и по настоящее время. По мнению директора музея Ларисы Ивановой-Веэн, в новой галерее имеет смысл концептуальные выставки современной архитектуры чередовать с проектами, в которых листаются страницы истории архитектурного формотворчества. И не только Москвы. И даже не только России.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.03.2007
Эмиль Матвеев
Все главные "Ники" достались фильму Павла Лунгина
Двадцатая юбилейная церемония вручения премии «Ника» шла шесть часов. До ее завершения досидели только самые стойкие, но они были вознаграждены, и не только ярким концертным номером Максима Галкина, но и разгоревшейся под конец дискуссией о состоянии российского кинематографа... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.03.2007
«Черепашки-ниндзя» на московских экранах
Давным-давно кто-то бездушный и нехороший спустил четырех маленьких черепашек в нью-йоркскую канализацию... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.03.2007
Александр Харитонов
Лев Додин по-своему прочитал роман Василия Гроссмана
Роман Гроссмана «Жизнь и судьба» окончен в 1960-м, опубликован в России в 88-м, а прежде, тщанием диссидентов, на Западе. Постановщик нынешнего спектакля в Малом драматическом театре -- Театре Европы Лев Додин в свое время познакомился как раз с «тамошним» изданием... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  26.03.2007
«РодДом» в МАРХИ
Известную шутку о том, что нельзя быть чуть-чуть беременным, блестяще опровергает выставка-спецпроект Второй Московской биеннале «РодДом», что открылась в новой галерее ВХУТЕМАС Московского архитектурного института... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика