N°175
26 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.09.2007
ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА
Страна такая странная
В Москве скоро начнется фестиваль к 75-летию Родиона Щедрина

версия для печати
Эпитет «живой классик» по отношению к Родиону Щедрину применим без оговорок. В прошлом «умеренный модернист», ныне упрямый оппозиционер и жесткий критик «авангардной» линии действительно «классичнее» большинства именитых коллег. И на пороге 75-летия еще и чрезвычайно активен. Менее года назад состоялась мировая премьера его хоровой оперы «Боярыня Морозова», в июле в Петербурге впервые в России исполнили его оперу «Очарованный странник». 5 октября на фестивале памяти Ростроповича в Кронберге ожидается премьера опуса «На посошок», памяти маэстро.

К юбилею Московская филармония инициировала проведение фестиваля Щедрина в городе, где он родился (живет Щедрин на три дома -- в Москве, Литве и Мюнхене). В московской декабрьской афише три концерта в БЗК и концерт-встреча со слушателями в Малом зале. Исполнители -- те, кто, по словам директора филармонии Алексея Шалашова, «любит и понимает музыку Щедрина»: Камерный хор Московской консерватории Бориса Тевлина, пианисты Екатерина Мечетина и Денис Мацуев, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелисты Борис Андрианов и Давид Герингас, РНО с Плетневым, БСО с Федосеевым, Юрий Башмет и другие. Прозвучит камерная симфоническая музыка Щедрина, и снова -- «Боярыня Морозова».

Одно из главных событий фестиваля -- московская премьера оперы «Очарованный странник» по Лескову силами Мариинского театра и Валерия Гергиева задолго до начала основной программы, 30 сентября в КЗЧ. Опера написана по заказу Нью-Йоркской филармонии в 2002 году и там же была впервые исполнена под управлением Лорина Маазеля. В Петербурге этим летом солировали меццо-сопрано Кристина Капустинская (цыганка Груша), тенор Евгений Акимов (Князь) и бас Сергей Алексашкин (Иван Северьянович Флягин). Тот же состав ожидается в Москве.

Авторское определение жанра -- «опера для концертной сцены», чему есть причины художественные («родовые» ораториальные черты) и прагматические. «Это веление времени, -- утверждает Щедрин. -- И постановки, которые делает филармония в концертном варианте, -- свидетельство справедливости моих слов. Во всем мире напряженная экономическая ситуация отражается на искусстве: закрываются театры, оркестры, сокращаются штаты, так что постановка новой оперы возможна только в кооперации двух театров».

Те, кто уже видел «Странника», говорят об его «высоком эмоциональном градусе», о насыщенности внутренней жизни героев, что делает совершенно необязательной жизнь «внешнюю», сценическую. Опера Щедрина во многом благодаря сюжету Лескова -- до актуальности прямое обращение к загадочной «русской душе» и повествование в духе жития: о духовном перерождении, о невозможности искупления греха, о чем недавно столь откровенно заговорил Павел Лунгин в фильме «Остров». Мастер оркестрового письма и знаток русского колорита, Щедрин использует в «Страннике» обычный парный состав оркестра, вводя в партитуру балалайку, гусли, колокола.

Либретто оперы Щедрин написал сам, бережно обходясь с первоисточником. «Каждое слово Лескова для моего уха -- зонд, -- говорит композитор. -- Он менее известен за пределами России, чем Толстой, Достоевский, Тургенев, из-за трудностей перевода его ярчайшей, резко индивидуализированной речи. Когда Лорин Маазель захотел прочесть «Странника» и взял английский перевод, у него было кислое лицо. И он сказал, что не уверен в моем выборе. Потом я дал ему немецкий перевод (он знает все языки), и тогда Маазель сказал, что это замечательно! Вообще до Лескова еще доберутся, оценят. Посмотрите: ведь все, что в жизни у нас происходит, -- это же Лесков! Буквально вчера я видел, как двенадцать человек копают лопатами тоннель на Соколе, ведрами носят воду... Это же Лесков! И послушать их -- так они его цитируют!.. Наша страна такая странная, все никак не хочет она воспрянуть, и препятствует этому сама. Читайте Лескова -- и поймете почему».
Татьяна ДАВЫДОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.09.2007
ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА
В Москве скоро начнется фестиваль к 75-летию Родиона Щедрина
Эпитет «живой классик» по отношению к Родиону Щедрину применим без оговорок. В прошлом «умеренный модернист», ныне упрямый оппозиционер и жесткий критик «авангардной» линии действительно «классичнее» большинства именитых коллег. И на пороге 75-летия еще и чрезвычайно активен... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.09.2007
Искусство Натальи Северцовой в Музее современной истории России
Наталья Северцова была супругой выдающегося историка искусства, философа, переводчика Александра Габричевского. Естественно, круг общения этой четы сам по себе способен пробудить чувства благоговейные и трепетные: Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Генрих Нейгауз, Иосиф Бродский, Сергей Шервинский, Роберт Фальк, Натан Альтман... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.09.2007
В Москве завершился фестиваль «Новые образы Америки». В рамках программы неигрового кино «Экран.Док» был впервые показан фильм режиссера Оливера Ходжа «Воин свалок» -- про архитектора-нонконформиста Майкла Рейнольдса, который строит необычные энергонезависимые дома из резиновых покрышек, пластиковых бутылок и пивных банок... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2007
Смотрите с 27 сентября на экранах Москвы
«Лак для волос» (США, 2007, Адам Шенкман). Перенесенный на киноэкран мюзикл, основой которого, в свою очередь, стал один из немногих «приличных» фильмов короля трэша Джона Уотерса... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Телепремьеры
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика