N°172
21 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.09.2007
Екатерина Беляева
Одинокий европеец
Состоялся авторский вечер Никиты Дмитриевского

версия для печати
Пока Большой театр отдыхает от своих лондонских триумфов (первый балетный спектакль пройдет 10 октября, и это будет «Корсар» Юрия Бурлаки -- Алексея Ратманского), пока Музыкальный готовится к традиционному открытию «Лебединым озером» Владимира Бурмейстера (30 сентября), а «Кремлевский балет» репетирует «свой ответ Чемберлену» (19 октября там состоится премьера «Корсара» в версии Юрия Григоровича), балетный сезон все-таки начался. Арендовав на вечер МХАТ имени Горького, Никита Дмитриевский показал на его сцене программу балетов собственного сочинения.

Молодого хореографа (Дмитриевскому нет еще тридцати, а выглядит он так вообще мальчишкой) нельзя назвать экстремалом-авангардистом, революционером, бунтарем. То, что он делает, -- нормальный европейский мейнстрим. В юности Дмитриевскому повезло попасть на годичную стажировку к Иржи Килиану, в Нидерландский театр танца, и вот там, видимо, и сложились его представления о том, как надо сочинять движения и связки. Во всех значимых европейских театрах можно найти хореографов, умеющих делать такие изящные, внятные, но ни в коем случае не великие вещи. Во всех европейских, но отнюдь не в российских. Если не считать Дмитриевского, то возглавляющий балет Большого театра Алексей Ратманский по-прежнему остается единственным цивилизованным балетмейстером в отечестве. Сделаешь два шага в сторону, и будто рушишься во временную дыру: МАХУ и ГИТИС упорно выпускают людей с дипломами хореографов, выдающих тексты в духе советских тридцатых--пятидесятых годов, пафосные и унылые одновременно. То есть поход на вечер Дмитриевского -- это как визит в какой-нибудь немецкий или голландский провинциальный театр: понимаешь, что, в общем-то, ничего особенного, но мир и спокойствие на душе. Ну как при виде вымытого с мылом тротуара.

Ничего особенного, но семерка девиц, танцующих «Зеркало» (спектакль был сделан несколько лет назад для камерного балета «Москва», но практически не появлялся в репертуаре и сейчас значительно переделан), разведена изобретательно и разумно, тщательно выставлен свет. Маленький балет на музыку Корелли, Баха и группы Coil собран как цепочка зрительных эффектов -- то танцовщицу, движущуюся по границе света и тьмы, дублирует танцовщица, находящаяся за этой границей, почти во мраке (и возникает странное, тревожное ощущение сна, нарастающего напряжения, вдруг испаряющегося, когда артистки меняются местами, -- это не борьба света и тьмы, это приятие и того и другого), то все девушки оказываются в четко очерченных квадратах света, простираются в них, будто на молитвенных ковриках. Контровой свет «убирает» лица, Дмитриевский для построения своего орнамента использует лишь контуры тел, и рисунки, проявляющиеся на сцене, черные в золотом свете, производят довольно сильное впечатление.

Авторский вечер хорош тем, что можно отследить эволюцию хореографа, увидеть, что меняется в нем и в его сочинениях. «Дежавю» на музыку Вима Мертенса Дмитриевский сделал прошлой осенью на «Мастерских новой хореографии» в Большом театре, и в этом спектакле (как и в «Мещанине во дворянстве», что был поставлен ранее в Мариинке; на этом вечере не показан) видно, как придумываемая пластика становится мягче и одновременно трагичнее. Руки всплескивают чуть надрывнее; покорнее бьется позвоночник; в прорисовке контактов -- безнадежность и упрямая, но бесполезная сила. Полтора года назад в интервью Дмитриевский говорил, что зарабатывает деньги на каких-то сериалах (понятно, что разовые сочинения текстов в проектах вроде «Мастерской новой хореографии» не могут быть основой существования). Тогда (да и сейчас) он держал лицо и старался выглядеть победителем. Но авторский вечер, призванный напомнить миру, что такой хореограф уверенно работает вот тут рядом, вдруг подчеркнул вполне печальную интонацию этой работы. Ни один спектакль Дмитриевского сейчас нельзя увидеть ни в Питере, ни в Москве, даже смиренно-сентиментальные «Мелодии белой ночи», дуэт из которых станцевали мариинские гости Юлия Махалина и Михаил Лобухин. Ну да, зачем России много понимающие о себе экспаты. Мы лучше что-нибудь свое, неистребимо советское, посмотрим в триста сороковой раз.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.09.2007
Екатерина Беляева
Состоялся авторский вечер Никиты Дмитриевского
Пока Большой театр отдыхает от своих лондонских триумфов (первый балетный спектакль пройдет 10 октября, и это будет «Корсар» Юрия Бурлаки -- Алексея Ратманского), пока Музыкальный готовится к традиционному открытию «Лебединым озером» Владимира Бурмейстера (30 сентября), а «Кремлевский балет» репетирует «свой ответ Чемберлену» (19 октября там состоится премьера «Корсара» в версии Юрия Григоровича), балетный сезон все-таки начался... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  21.09.2007
Четвертый фестиваль «Театральная паутина» начнется 15 октября. Место его проведения на предшествующей фесту пресс-конференции обозначили так: Москва, Алма-Ата, Пермь, Омск, Петрозаводск, Тель-Авив, Санкт-Петербург, Интернет... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  21.09.2007
Сегодня начинается фестиваль фильмов для подростков
Нынешнее молодое поколение уж точно не знает, кто такой Витя Малеев. Да и люди старше тридцати плохо понимают, например, термин «школьный фильм»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.09.2007
Открылись выставки «Новый ангеларий» и «Дополнительный элемент»
На фасаде Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке красуется огромная афиша с изображением подушки. Но это вовсе не значит, что выставка «Новый ангеларий» будет отдыхом для головы... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  21.09.2007
ИТАР-ТАСС
Геннадий Рождественский и НФОР в Доме музыки
Концерт, прошедший в минувшую среду в Светлановском зале Дома музыки, приятно удивил и порадовал меломанов. За пультом спиваковского Национального филармонического оркестра России впервые стоял великий Геннадий Рождественский. Солировала Виктория Постникова... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика